Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Об этой же
относительной независимости целостного, высшего в сознании человека от функционирования
его мозга и связанных с его деятельностью низших психических функций говорит и
общий ход развития психологических представлений, свидетельствующий о
неправомочности сведения в психике человека высшего к низшему, целостного к
элементарному (Выготский, 1960, с. 15; Спиркин, 1972, с. 84).
Рассматривая
проблему онтологических истоков сознания, связывая природу его высших сфер, природу
его целостности с онтологическим основанием тварного мира, возникает вопрос:
насколько общие принципы мироустроения здесь затронуты? Каким образом проблема "целостное-элементарное"
решается в других областях научного знания?
Представления о несводимости
целостного к элементарному, как показывает практика, обнаруживаются в настоящее
время не только в психологии, но и в других областях науки. В физике этот вывод
делается на основании анализа пси-функции системы и ее составных частей (Тростников,
1989, с. 259-260). В философских работах, посвященным биологическим проблемам,
по этому поводу даже сформулирован так называемый парадокс цельности, названный
"одним из основных противоречий биологического познания" (Югай, 1976,
с. 76). Суть его заключается в признании принципиальной невозможности сведения
сущности целостных живых существ к их составным частям,- в конечном счете - к
сущности атомов и молекул.
Придание этому
факту статуса парадокса, как легко можно понять, является всецело порождением
картезианских представлений о реальности. При отказе от этих представлений всякое
ощущение парадоксальности моментально исчезает: целостные живые существа в
своем бытии "опираются" не только на элементарное, знания о котором, естественно,
недостаточно для объяснения свойств целостного, но и на трансцендентно-идеальное,
связанное с тем формообразующим Светом, которым "держится" наш мир. Этот
Свет св. Дионисий Ареопагит счел возможным назвать Жизнью, поскольку "Она
оживляет и согревает весь животный и растительный мир" (1991, с. 67), так
что "в животных и растениях жизнь проявляется словно отдаленное эхо
Жизни" (там же, с. 66).
Предыдущая Следующая