Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
В таком понимании человек
как личность рождается лишь потенциально, но не актуально (Софроний, 1985, с.
185). Актуализируется же он на основании своей духовной природы в бесконечном пространстве
возможных вариантов в течении всей своей жизни. При этом, необходимым условием
такой личностной актуализации является возможность соприкосновения с другими
личностями - наличие социальной среды. Но, все же, социальную среду следует
считать лишь необходимым условием становления личности, в частности,
необходимым условием проявления голоса совести, но не самим "первичным
двигателем" этого процесса. Ведь в одной и той же социальной среде
формируются самые разные личности, подчас диаметрально противоположного характера,
способные, при этом, противостоять общепринятым негативным нормам. Источник этого
противостояния связан с тем Светом, "Который просвещает всякого человека,
приходящего в мир" (Ин., 1.9).
В контексте всего
вышесказанного следует поставить вопрос о возможностях объективного оценочного
подхода к человеческой личности, о способах оценки того бесконечного
пространства, в которых она способна актуализироваться. Ключом к решению этой
проблемы может послужить уже упомянутое выше традиционное христианское представление
о человеке как об образе и подобии Божием.
Рассматривая это положение
христианской антропологии св. Григорий Нисский в свое время указал на
принципиальную непознаваемость сущности человека по аналогии с принципиальной
непознаваемостью сущности Божественной (1995, с. 31). Эта аналогия, согласно
представлениям св. Григория, проистекает из того, что человек является образом
Божиим, и, следовательно, должен заключать в себе и определенные черты
Первообраза.
Но, в то же время,
христианская традиция свидетельствует: принципиально непознаваемый Бог
раскрывается миру через свои энергии - творческие действия, отраженные, в
частности, в доступных пониманию принципах мироустроения. "Мы познаем Бога
не из Его природы, ибо она непознаваема и превосходит всякие смысл и ум, но из
устройства всего сущего, ибо это -
Его произведение, хранящее
некие образы и подобия Его божественных прообразов (Дионисий Ареопагит, 1994, с.
245), так что, в этом смысле, "Бог познается как художник по
произведению" (Максим Исповедник, 1994, с. 245).
Предыдущая Следующая