Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Не следует ли из
этого, что единственной надежной основой для объективного подхода к человеку
должно быть так же рассмотрение его творческих действий-энергий, проявляющихся
в самых разных сферах его деятельности?
Попробуем развить эту
тему на примере творчества музыкального, концентрируя, при этом, внимание на
тех двух загадочных явлениях (золотое сечение в структуре музыкальных
произведений и влияние музыки на растения), о которых было сказано в начале
статьи. (Более подробно эти вопросы освещены в статье: Хоменков А.С.
Возможность одномерной оценки музыкального творчества// Воспитание музыкального
слуха. Вып. 4. Научные труды Московской государственной консерватории имени
П.И. Чайковского. – Сборник 26. М., 1999.) Прежде всего следует вспомнить, что
пропорция золотое сечение широко встречается и в природе, в частности, в
морфологической организации различных видов животных и растений, являясь
частным случаем того, что можно назвать эстетическим принципом организации живой
природы. Этот принцип связан с наличием в структуре самых различных видов живых
существ сходных принципов геометрически правильной организации (Петухов, 1981; 1988;
Васютинский, 1990), которая ни в коей мере не связана с проблемой
приспособления их к условиям обитания (Мейен и др., 1977, с. 119-120; Петухов,
1981, с.5, 57), и никак не может быть объяснена на основании дарвиновской
концепции видообразования. В то же время этот эстетический принцип организации
живой природы хорошо вписывается в контекст традиционных христианских
представлений о
Боге-Творце и
Вседержителе нашего мира: эстетически правильные формы свидетельствуют о том, что
"печать Божественной красоты лежит на всем творении" (Флоровский,
1992б, с. 106), и что видимый мир "есть экран, на котором отпечатлены
символы вечного бытия" (Киприан, 1950, с. 331).
Одним из таких символов
и является пропорция золотое сечение - разделение какого-либо отрезка на две неравные
части так, что меньшая относится к большей, как большая к целому. Сам способ
такого разделения свидетельствует о сокрытом в этой пропорции смысле, о
проявлении материальными средствами идеального, логосного начала.
Предыдущая Следующая