Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Остановимся на некоторых
фундаментальных положениях раннехристианского образа миропонимания, имеющих значение
для разрешения загадки человека, а следовательно - и его творчества.
Глядя на
окружающий человека пестрый мир феноменов, можно задаться вопросом: где истоки
этого устойчивого многообразия? Почему из одних и тех же "строительных кирпичиков"
мироздания - атомов и молекул - складываются столь различные в своей сущности и
устойчивые в своем индивидуальном бытии феномены?
Христианская
святоотеческая мысль, впитав в себя все лучшее, что она смогла обнаружить у античных
мыслителей, предложила учение о логосах твари - трансцендентно-идеальном
смысловом основании, присущем каждому явлению нашего мира. Источником этого
смыслового начала, согласно святоотеческой традиции, является Сам Бог -
Ипостасный Логос, Который слов-
но солнце освещает
"изнутри" своим формообразующим "умным" светом все
мироздание. В таком понимании "солнце есть только видимый и отдаленный
образ Божественного и духовного света... И только чрез причастие этим
лучезарным озарениям, в меру вместимости, все существующее и существует, и
живет,- поскольку оно как бы пронизано лучами духовного и умного света"
(Флоровский, 1992, с. 105).
Такое понимание онтологических
основ бытия распространяется на весь мир, в том числе и на человека. Его душу,
в контексте таких представлений, можно, вслед за св. Григорием Богословом,
назвать "Божиим дыханием" и "светом, заключенным в пещере, однако
же Божественным и неугасимым" (цит. по: Лосский, 1991, с. 170). Этот
формообразующий "умный" Свет является источником и совершенно особых свойств
человека, которые вовсе не свойственны природному бытию, в частности,
источником его личностного начала. Св. Григорий Нисский, говоря об этих особых
свойствах человека, учит: "личность есть избавление от законов необходимости,
неподвластность господству природы, возможность свободно себя определить"
(там же, с.298). Именно в свободе человека прежде всего заключено его
принципиальное отличие от природного бытия. "Цель свободы, - объясняет св.
Григорий Богослов, - в том, чтобы добро действительно принадлежало тому, кто
его избирает" (там же, с.298).
Предыдущая Следующая