Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Однако,
современный образованный человек может возразить: учение о логосах явлений, о
нетварном формообразующем Свете хорошо выглядело на фоне представлений о мире,
существующих в VII веке, но как оно согласуется с научными представлениями
нашего времени?
Здесь логично
сделать небольшое отступление от рассматриваемой проблемы человека и его
творчества с целью наведения порядка в системе общефилософских взглядов. Вспомним
о том высказывании Вернера Гейзенберга по поводу поворота современной физики от
философской линии Демокрита к философским представлениям Платона, которое было
приведено в самом начале статьи. Этот вопрос, безусловно, сложный и требующий
специального рассмотрения. Остановимся лишь на одной его грани имеющей непосредственное
отношение к святоотеческому учению о "логосной" первооснове мира -
проблеме физической реальности. Эту проблему можно сформулировать следующим
образом: если "логосы", как трансцендентно -идеальная основа объектов
тварного мира реально существуют и реально участвуют в формировании свойств
этих объектов, то каков их статус по отношению к доступной эмпирическому
подходу сфере "объективной реальности".
Ключ к решению
этой проблемы можно найти в традиционном христианском противопоставлении заключенного
в пространственно-временные рамки материального мира и трансцендентного по
отношению к пространству и времени Бога. В контексте этих представлений
феноменальный мир включен в пространственно-временные рамки и не может иметь
никакой иной формы своего бытия как только "во времени и
пространстве" (Епифанович, 1915, с. 53). В противоположность этому,
Божественная природа, по определению св. Григория Богослова, "есть как бы
некое море сущности, неопределенное и бесконечное, простирающееся за пределы
всякого понятия о времени и природе" (цит. по: Лосский, 1991, с. 117). В
этом Божественном "море сущности" и находятся онтологические истоки пространственно-временного
мира - логосы явлений.
Однако, указанная
мировоззренческая позиция в последние столетия, как известно, была вытеснены
идеями и умонастроениями противоположной направленности, исключающими
представления о внепространственных и вневременных истоках феноменального мира
и ограничивающими всю полноту бытия лишь тем, что существует в пространстве и
во времени. Данное мировоззренческое кредо,- так называемое "картезианское
разделение реальности",- связано с именем французского философа ХVII
столетия Рене Декарта (он же Картезий). Разделив всю полноту реальности на
субстанцию мыслящую (человеческое сознание) и субстанцию протяженную
(материальный мир), Декарт фактически исключил всякие разговоры о
внепространственных и вневременных истоках тварного бытия. Все формообразующие
и движущие силы нашего мира, при таком подходе, находятся внутри пространственно-временных
рамок и их следует искать не иначе, как в глубине самой материи, в составных
частях сложного.
Предыдущая Следующая