Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Такой образ
миропонимания был взят на вооружение и развивающимся классическим
естествознанием. Его итог, как легко можно понять,-распространение в
"просвещенном обществе" редукционистских и материалистических идей. "Влияние
картезианского разделения на человеческое мышление последующих столетий,- писал
Вернер Гейзенберг,- едва ли можно переоценить.
Именно это разделение
мы должны подвергнуть критике на основании развития физики нашего времени"
(1989, с. 42).
В рамках данной
статьи невозможно дать детальный анализ происшедшей в точном естествознании
переориентации от материалистического образа миропонимания к идеалистическому,
тем более, что речь идет о довольно дискуссионных проблемах. (Подробнее об этом
можно прочесть в статье: А.Хоменков. Закат "естественно-научного"
материализма и христианское мировоззрение.// Континент. N2 (80). 1994,
с.322-345.)
Сам Гейзенберг, говоря
о достижениях квантовой механики, предсказывал, что "потребуется еще одно
столетие, прежде чем будет действительно глубоко осмыслен весь этот новый
научный материал и его практические, политические, этические и философские
следствия" (1975, с.88). Но, в то же время, Вернер Гейзенберг указывал и
на то, что в настоящее время можно, по-видимому, признать уже со всей
определенностью: выдвинутая им и рядом его единомышленников так называемая
"копенгагенская интерпретация" квантовой теории "далеко увела
физиков от простых материалистических воззрений, господствующих в
естествознании ХIХ столетия" (1989, с. 77). В то время,- писал он,-
"естествознание было заключено в строгие рамки, которые определяли не
только облик естествознания, но и общие взгляды людей... Материя (в системе
этих представлений - А.Х.) являлась первичной реальностью... С другой стороны
эти рамки были настолько узкими и неподвижными, что трудно было найти в них
место для многих понятий нашего языка, например понятий духа, человеческой
души" (там же, с. 125).
Последовательный
ученый-материалист, находясь в данных мировоззренческих рамках, должен был бы
трактовать духовный мир человека в виде некого эпифеномена, производного от
характера движения электрических зарядов под его черепной коробкой. Очевидно,
что такой подход был слишком большим насилием над здравым смыслом. Поэтому, на
фоне расцвета картезианско-материалистических воззрений возникла характерная
тенденция замалчивания основополагающих антропологических проблем, тенденция деонтологизации
представлений о человеке. Писалось в области антропологической мысли довольно
много, так что можно было конечно говорить и об "антропологическом
буме", и об "антропологическом ренессансе". Но все написанное в этой
области носило поверхностный характер и обладало большой долей субъективизма и
разрозненности.
Предыдущая Следующая