Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Главная
Так, например, у
испытуемого № 2, обладающего превосходным абсолютным слухом, при прослушивании
им отдельных звуков, в частности - а1, зона абсолютного слуха оказалась равной
42 центам (приблизительно). У скрипача О., при исполнении им арии Баха из
оркестровой сюиты D-dur (переложение для скрипки с фортепиано Вильгельми),
наблюдались отклонения от равномернотемперированного строя до ± 30 центов[15]. Подобные отклонения наблюдаются и у исполнителей на
других инструментах. Интересно отметить, что настройка фортепиано производится
высококвалифицированными настройщиками не в 12-звуковом
равномернотемперированном строе, а в зонном строе, в котором встречаются
интервалы пифагорова и чистого строев и в котором максимальные отклонения от
равномернотемперированного строя достигают ± 9 центов, а минимальные - ± 2
цента[16].
Таким образом
музыкальное искусство на практике не пользуется и никогда не пользовалось ни
пифагоровым ни чистым строями в целом. Оно не может пользоваться и
отвлеченно-теоретическим равномерно-темперированным строем, а пользуется зонным
строем, который является каким-то приближением к 12-звуковому
равномерно-темперированному строю и обусловлен зонной природой нашего слуха.
Итак, мы должны
различать два вида 12-звукового равномерно-темперированного строя: отвлеченно-теоретический,
который существует только на бумаге, и практический, в котором исполняются и
воспринимаются музыкальные произведения, а также настраиваются музыкальные
инструменты (духовые инструменты, фортепиано). Этот строй, более или менее
приближающийся к теоретическому, можно назвать двенадцатизонным
равномерно-темперированным музыкальным строем.
[1] Данная глава
является ярким примером «арифметического» подхода к вопросам звуковысотного
интонирования. Этот подход продолжает жить в поисках «чистой интонации». (Т.
В.)
[2] Музыкальный
инструмент, состоявший из струны, натянутой на резонансный ящик.
[3] Перенесение
звука на октаву вниз соответствует увеличению струны вдвое.
[4] По
средневековой терминологии.
[5] Коммой называется
интервал, меньший 1/8 целого тона.
[6] Temperare –
приводить в порядок.
[7] Под словом
чистый следует понимать интервалы натуральные, т. е. интервалы, звуки которых
находятся в простейших числовых отношениях. Например, октава 2 : 1, квинта 3 :
2, кварта 4 : 3 и т. д.
[8]
261,63х3=784,89
[9] 392х2=784,00
[10]
311,13x3=933,39
[11]
466,16x2=932,32
[12]
(0,89+1,07+1,25+1,48)/4=1,1
[13]
Практически отсчитывается приблизительно 1 биение в секунду.
[14]
210/12:7/4=1,78: 1,75=1/7
[15]
См. Гарбузов Н. А. Внутризонный интонационный слух и методы его развития. Изд.
Музгиз, 1951 г.
[16]
См. Гарбузов Н. А. Зонная природа звуковысохного слуха. Изд. АН СССР, 1948 г.
Список
литературы