Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Среди равномерных
темперации, в которых октава делится на большее количество частей, чем 12,
можно назвать прежде всего 24-звуковой равномерно-темперированный строй. Этот
строй, сохраняющий все особенности 12-звукового равномерно-темперированного
строя, дает возможность осуществить с большой точностью интервалы, коэфициенты
которых заключают в себе числа 11 и 13. Улучшение терций и секст (сравнительно
с 12-звуковой темперацией) в рассматриваемой темперации не наблюдается.
Попытки сочинять
музыку в 24-звуковом равномерно-темперированном строе нельзя признать удачными.
Другая равномерная темперация, представляющая собой расширение 12-звуковой
равномерно-темперированной системы, есть 48-звуковая равномерная темперация.
В этом строе, сохраняющем
все особенности как 12-звуковой, так и 24-звуковой равномерных темперации,
могут быть весьма точно осуществлены интервалы, коэфициенты которых заключают в
себе множитель 7. Кроме того, этот строй дает возможность получить терции и
сексты, весьма близкие к натуральным.
Музыкальные
инструменты с фиксированной частотой звуков, необходимые для музыкального
использования этого строя, весьма сложны по своему устройству (48 звуков в
октаве!). Попытки сочинять музыку в 48-звуковом равномерно-темперированном
строе также не дали удовлетворительных результатов.
Наиболее
совершенная в звуковом отношении темперация была бы 53-звуковая, дающая
возможность осуществить с большим приближением интервалы как чистого, так и
натурального строя. Гармониум с 53 звуками в октаве был построен Бозанкетом.
Практического применения рассматриваемая темперация также не получила.
Зонный
строй
С тех пор, как в
музыкальном искусстве появилось понятие строй, этим термином стали называть
совокупность частотных отношений звуков в ладу. Наиболее известными являются
строй Пифагора (Древняя Греция), чистый строй (Царлино) и 12-звуковой
равномерно-темперированный строй (Нейдгардт и Веркмейстер).
Появившаяся в
последнее время электроизмерительная акустическая аппаратура (генератор звуковой
частоты, хроматический стробоскоп и т. п.) заставила нас изменить наше понятие
о строе. Многочисленные исследования, проведенные в акустической лаборатории
Московской государственной консерватории, показали, что наш слух не способен
воспринимать частоту звуков и их частотные отношения, а может воспринимать
только высоту звуков и их высотные отношения, что мы воспринимаем как звук
одного и того же названия целую область близких частот и как интервал одного и
того же названия целый ряд частотных отношений между звуками. Эта полоса частот
(зона) колеблется в пределах около ± 25 центов (± 1/8 тона) даже у
высококвалифицированных музыкантов-слушателей и исполнителей на различных
музыкальных инструментах.
Предыдущая Следующая