Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
§ 2. Двенадцатизвуковой
равномерно-темперированный строй лежит в основе европейской музыки со времени
И. С. Баха. Однако целый ряд музыкальных ученых и музыкантов не считает его
вполне удовлетворительным. Неоднократно делались шаги к расширению этого строя,
которые преследовали главным образом две цели:
1) улучшение
звуковых качеств гармонических терций и секст, т. е. приближение их к
натуральным (4:5, 5:6, 3:5 и 5 : 8),
2) введение в
музыкальное искусство интервалов натурального звукоряда, выражающихся
отношениями с участием множителей 7, 11, 13, 17, 19, 23, 31 и т. д.
Первую цель
следует рассматривать как попытку вернуть музыкальное искусство к чистому
строю, вторую - как попытку обогатить музыкальное искусство новыми интервалами
натурального звукоряда (7/4, 11/8, 13/8, 19/16, 24/23, 32/31 и т. д.) и их
производными.
Трудно что-нибудь
возразить против улучшения звуковых качеств терций и секст, что же касается
введения в музыку новых интервалов натурального звукоряда, то на этом вопросе
следует остановиться.
На стр. 8 было
указано, что высоте звука соответствует не одна определенная частота, а
некоторая полоса частот, и что названия интервалов сохраняются при различных,
но близких по величине интервальных коэффициентов.
Таким образом,
«натуральные» м. септима 7/4, которая меньше м. септимы 12-звукового строя 210
на 1/7[14] тона, незначительно отличается по своим
звуковым качествам от последней, м. терция 19/16, которая меньше м. терции
12-звукового строя 24/12 на 1/68 тона, совершенно не отличается от последней.
Интервал 11/8,
который больше кварты 12-звукового строя 25/12 на 1/4 тона и меньше ув. кварты
26/12 на 1/4 тона, резко отличается от обоих; интервал 13/8, который больше м.
сексты 12-звукового строя 28/12 на 1/5 тона и меньше б. сексты 12-звукового
строя 29/12 на 3/10, резко отличается от обоих.
Таким образом
введение в музыкальную практику новых интервалов натурального звукоряда не дает
заметного эффекта. Этот эффект должен наблюдаться лишь в тех случаях, когда
вводимые интервалы резко отличаются от интервалов 12-звукового
равномерно-темперированного строя (например, 11/8 и 13/8). Однако, исследования
показывают, что и в этом случае мы не воспринимаем новых интервалов, а
воспринимаем частотные интонации или предыдущего или последующего интервала (11/8
- или ч. кварта или ув. кварта). Эффект, получаемый от введения в музыкальную
практику таких интервалов, как 7/4 и 19/16, - ничтожен, так как интервал 19/16
совершенно не отличается от соответствующих интервалов 12-звукового строя, 7/4
- отличается от них незначительно.
Предыдущая Следующая