Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Поясним схему:
квинты a1 - е2 и d1 - a1 настраиваются сначала как чистые, так как 1,1 биения в
секунду можно получить как при некотором уменьшении квинты, так и при некотором
ее увеличении. Затем е2 понижается (-), пока квинта а1 - е2 не даст 1,1 биения
в секунду, a d1 повышается (+), пока квинта dl - а1 не даст 1,1 биения в
секунду. Затем от е2 делается ход на чистую октаву в el, a от dl - аналогичный
ход в d2. Эти ходы на октаву имеют целью заставить нас настраивать квинты
только в пределах 1-й октавы, для которых число биений в секунду = 1,1[13].
Дальнейшая
настройка квинт происходит аналогичным образом, до тех пор пока с одной стороны
мы дойдем до звука dis2 (es2) с другой - до звука esl (dis1). Если эти звуки
дадут ч. октаву, то настройка произведена правильно, если - нечистую октаву, то
настройку необходимо проверить. Проверка настройки производится не только в
отношении квинт и октав, но и в отношении мажорных и минорных трезвучий и их
обращений (конечно, в отношении их звуковых качеств, а не отсчета биений, что в
отношении терций затруднительно). Настройка остальных звуков фортепиано не
представляет особых трудностей, так как они настраиваются по октавам вверх и
вниз от полученных нами 12 звуков 1-й октавы. Профессиональные настройщики
обычно не отсчитывают биений, а настраивают темперированные квинты на слух.
Этот метод настройки более быстрый, но менее точный.
Сравнительно со
строями пифагоровым и чистым, а также с неравномерными темперациями,
упомянутыми нами ранее, 12-звуковой равномерно-темперированный строй в
музыкальном отношении является строем весьма совершенным:
1) он представляет
собой строй замкнутый и энгармонический;
2) он состоит из
интервалов, которые как при мелодическом, так и при гармоническом их воспроизведении
вполне приемлемы для музыкального слуха;
3)он имеет в
октаве только двенадцать звуков, могущих, однако, выполнить несколько ладовых
функций;
4) он требует
сравнительно простого устройства многоголосных инструментов.
Все перечисленные
свойства 12-звукового равномерно-темперированного строя делают возможности
этого строя в музыкальном отношении почти неограниченными. И. С. Бах в «Das
Wohltemperierte Klavier» впервые показал на практике все музыкальные
возможности этого строя.
Предыдущая Следующая