Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Первая часть вопроса
разрешается следующим образом.
Если мы обозначим
через х величину, показывающую, во сколько раз число колебаний верхнего звука
темперированного полутона больше числа колебаний его нижнего звука, принятого
за 1, то x12 будет величиной, показывающей, во сколько раз число колебаний
верхнего звука октавы больше числа колебаний ее нижнего звука, принятого за 1.
Так как число колебаний верхнего звука октавы больше числа колебаний ее нижнего
звука в два раза, то мы можем составить следующее уравнение:
1: x12 = 1 : 2
х12 = 2 или х=
21/12 = 1,0595.
Зная интервальный
коэфициент темперированного полутона и число полутонов, заключающихся в
интервалах темперированного строя, можно найти интервальные коэфициенты этих
интервалов, а зная последние и считая, что звуку а1 соответствует 440 гц, можно
найти числа колебаний для всех звуков темперированной хроматической гаммы от с1
до с2.
Известно, что при
гармоническом воспроизведении ч. квинты 3-й частичный тон ее нижнего звука
образует тон совпадения со 2-м частичным тоном ее верхнего звука. В
темперированной квинте указанные частичные тоны не совпадают, и между ними
возникают биения. Для квинты с1- g1 число биений в секунду равно 0, 89, так как
число колебаний 3-го частичного тона звука с1 есть 784,89[8], число колебаний
2-го частичного тона звука gl есть 784[9]. Число биений в секунду для квинты es
- b1 равно 1,07, так как число колебаний 3-го частичного тона звука es1 есть
933,39[10], а число колебаний 2-го частичного тона
звука b1 есть 932,32[11]. По тем соображениям число
биений в секунду для квинты fis1 - сis2 равно 1,25, а для квинты а1 - е2 равно
1,48. Из всего только что изложенного видно, что для настройки темперированных
квинт необходимо найти числа биений для всех 12 квинт. Однако практика
настройки музыкальных инструментов с фиксированной частотой звуков показывает,
что эти тонкости излишни и что для всех 12 квинт можно взять среднее число
биений, т. е. для квинт 1-й октавы 1,1[12]. Эта замена
значительно упрощает процесс настройки темперированных квинт, хотя и вызывает
некоторое (совершенно незаметное для слуха) расхождение между вычисленными
интервалами 12-звукового равномерно-темперированного строя и фактически
настраиваемыми. Установив число биений для квинт в 1-й октаве музыкальных
инструментов с фиксированной частотой звуков (например, фортепиано), изложим
метод настройки. Процесс настройки начинается с настройки а1 по камертону (440
гц). После настройки а1 настраивают все остальные звуки 1-й октавы. Расмотрим
один из способов настройки:
Предыдущая Следующая