Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Так как в
пифагоровом строе хроматический полутон больше диатонического, то целый тон
пифагорова строя делится на два неравных полутона. В рассматриваемом нами
темперированном строе хроматический полутон равен диатоническому.
Поэтому в этом
строе целый тон делится на два равных полутона. Таким образом, в этом строе
октава состоит из 12 равных полутонов, а все другие интервалы из меньшего
количества этих полутонов - от 11 (б. септима - ув. сексте) до 1 (м. секунда).
Исследуем теперь
вопрос о музыкальной приемлемости интервалов 12-звукового
равномернотемперированного строя. Так как названный строй получается путем
деления ч. октавы на 12 равных полутонов, то все октавы этого строя, как и в
прочих теоретических строях, чистые[7]. Темперированная квинта, которая меньше
чистой на 1/108 тона, и темперированная кварта, которая больше чистой на 1/108
тона, по своим звуковым качествам почти не отличаются от чистых.
Темперированная б.
терция меньше пифагоровой на 1/27 тона и, следовательно, больше чистой на 1/16
тона; наоборот, темперированная м. секста, являющаяся обращением б. терции,
больше пифагоровой на 1/27 тона и меньше чистой на 1/16 тона.
Темперированная м.
терция больше пифагоровой на 1/36 тона и, следовательно, меньше чистой на 1/14
тона; наоборот, темперированная б. секста, являющаяся обращением м. терции,
меньше пифагоровой на 1/36 тона и больше чистой на 1/14 тона.
Итак, темперированная
б. терция больше чистой на 1/16 тона, а темперированная м. терция меньше чистой
на 1/14 тона. Эти терции по своим звуковым качествам заметно отличаются от
чистых, но в музыкальном отношении приемлемы. То же самое можно сказать и
относительно обращения терций - секст. Что же касается диссонирующих
интервалов, то эти интервалы, сохраняющие свои звуковые качества в более
широких границах, чем консонирующие, в темперированном строе не вызывают
никаких протестов со стороны музыкального слуха. Таким образом, все интервалы
изучаемого нами равномернотемперированного строя в музыкальном отношении
приемлемы. Настройка хроматической гаммы 12-звукового
равномернотемперированного строя представляет некоторые трудности. Так как все
интервалы этого строя можно получить посредством квинтовых ходов, то
теоретически вопрос сводится к нахождению числа биений в секунду, которое дает
темперированная квинта на различных ступенях хроматической гаммы изучаемого
строя, практически - к отсчету указанных биений.
Предыдущая Следующая