Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
197
Что
касается чисто лирических песен композитора, то они были более камерными по
масштабам, более вокальными по изложению и скорее следовали традициям
французской chanson, чем нарушали ее.
Параллельно
Жанекену очень многие французские (и не только французские) музыканты
сосредоточились на создании песен, которые оставались для них главным жанром
светского музыкального искусства. Французские исследователи подсчитали, что за
семь лет со времени первых публикаций песен Жанекена Аттеньян издал 17
сборников полифонических песен, содержащих в сумме более 530 произведений,
около 100 различных авторов (среди них есть и представители нидерландской
школы).
Выделим
несколько имен известных композиторов, чьи произведения получили признание, а
песни переиздавались во Франции и других странах. Клоден Сермизи (ок.
1495—1562), певец, работавший в королевской капелле, автор месс, мотетов,
многих chansons, соединял лирическое дарование с поэтическим чувством
природы и создавал произведения, так сказать, лирико-пейзажного характера
образности. Большое мастерство позволяло ему и свободно располагать
полифоническими средствами, и достаточно часто придерживаться аккордового
склада, что становилось как раз знамением времени. Пьер Сертон (ум. в 1572
году), тоже известный полифонист, написавший множество духовных произведений,
работавший в церковной капелле и при королевском дворе, одним из первых начал
писать песни на стихи Ронсара. Ему принадлежат два сборника chansons (1552—1554), сборник «Les meslanges» и еще немало песен в других смешанных собраниях.
Внимание
современников также привлекли к себе Пьер Кадеак из Оша (ему, между прочим,
принадлежит четырехголосная обработка песни «Je suis déshéritée», которая
послужила тематической основой одноименной мессы Орландо Лассо и мессы «Sine nomine» Палестрины) и в особенности Тома Крекийон (ум. в
1557 году), автор многих chansons нового
направления, бывший, однако, скорее представителем нидерландской традиции.
Крекийон создал множество месс и мотетов, по достоинству оцененных современниками,
но наибольшую известность приобрели его французские песни, издававшиеся и
переиздававшиеся как при жизни композитора, так и после его смерти.
Примечательно, что и мессы его написаны на темы французских chansons, а также на популярные песенные мелодии народного
происхождения.
Предыдущая Следующая