Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
В
следующем поколении французских мастеров, продолживших историю французской
песни, выделяется фигура Гийома Котле (ок. 1531—1606). Сборник его песен,
вышедший из печати в 1570 году, был озаглавлен: «Музыка Гийома Котле,
постоянного органиста и камердинера христианнейшего и непобедимейшего короля
Франции Карла IX». Композитор сознавал себя
оригинальным художником, как ясно из стихотворного обращения к друзьям,
открывающего это издание («У Котле есть нечто такое, чего у дру-
198
гих
нет»). В предисловии к сборнику он делится своими мыслями о музыке, «более
приятной и нежной, чем диатоническая», о желательности создания клавишного
инструмента, настроенного по третям тонов. Словом, он сознательно искал новые
средства выразительности, отличные от традиционных, необычные, более утонченные.
В этом он не был совсем одинок: современные ему итальянские мадригалисты тоже
стремились найти новые звуковые возможности. Например, они призывали вернуться
к греческому пониманию хроматизма и энгармонизма, создав для этого клавесин со
многими клавиатурами (Николо Вичентино), или с особой смелостью применять новые
гармонические последования (Джезуальдо).
Котле
отлично владел техникой полифонии, что было обязательно для него как органиста
и автора месс и мотетов и что проявилось также в многоголосных песнях.
Композитор отнюдь не ограничивался каким-либо одним видом французской chanson: у него есть и чисто лирические, изящные, даже чуть
жеманные песни на слова современных поэтов, и шуточный диалог («Perdite, disait Jehan»), и
пасторальные мотивы, и жалобы на уходящую молодость, и большие «сюиты»
героико-патриотического характера («Взятие Кале. Храбрость французов», «Взятие
Гавра») Различные масштабы этих песен, то камерных, то образующих целые циклы
вокальных пьес, то пикантных («Игры, ссоры, развлечения Колена с его
малюткой»), то «душеспасительных» («J'aime mon Dieu et sa
saincte parolle»), побуждают думать, что
в рамках chanson Котле стремился выразить едва ли не все, на что было
способно тогда светское музыкальное искусство. Как и Жанекена, его привлекла
жанровость в содержании песни, но он передавал ее и более тонко, и более
субъективно, то с налетом легкой меланхолии, то не без пикантности. Изящные
хроматизмы в гибкой мелодии, острые ритмы, перебои в метрических акцентах, грациозная
мелизматика характерны для его музыкального письма. Он не отказывается от
легких, простодушно-фривольных текстов и вместе с тем охотно обращается к
лирической поэзии Ронсара.
Предыдущая Следующая