Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Искусство
Котле ясно и уравновешенно, мелодии его тонко пластичны, гармония гибка при
плавном голосоведении, форма целого достаточно стройна. В самом полифоническом
изложении он всегда стремится быть гармонически ясным: его полифония как
таковая ощутима скорее для исполнителей, чем для слушателей. Движение голосов
подчиняется скорее принципу обвивания гармонических звуков, чем собственно
линеарности.
Классичные
черты зрелой chanson отчетливо проявляются У Котле
в ряде произведений на слова Ронсара, например в песне «Малютка, пойдем
взглянуть на розу» (пример 78).
Первая, прозрачно-полифоническая часть песни повторяется, а затем ей противопоставлена
вторая часть (сожаления об увядшей розе) — аккордовая, с волнами нисходящего
движения, с печальными паузами, словно для вздохов, с полутонами в движении
голосов. В заключении песни возвращается первая часть, но с каденцион-
199
ными
дополнениями из второй. Каждая из частей, каждый из разделов отличаются
цельностью и четким членением. Форма целого ясна и гармонична. Образность
этого произведения не ограничивается его фабулой: стихи Ронсара метафоричны, и
за образом увядшей розы таится печаль о бренности красоты, если не самой
жизни.
О
личности Котле сохранились лишь отрывочные сведения. И все же одна подробность
его биографии проливает некоторый свет на его положение среди современных
музыкантов, отчасти на круг его интересов и даже на материальную сторону его
существования. Известно, что в Эврё в 1571 году была учреждена постоянная
организация ежегодных музыкальных конкурсов под названием «Puy de musique». Котле был среди ее учредителей (последние годы его
жизни проходили в Эврё), помогал денежными пожертвованиями, стал первым ее
«князем» — так величали одного из учредителей, который в течение года ведал
рядом церковных дел и подготовлял проведение конкурса, связанного с - днем св.
Цецилии (22 ноября) как покровительницы искусств. Помимо собственно церковной
части этого празднества в него входил и музыкальный конкурс, который начинался
23 ноября и включал в свою программу произведения различных жанров: пятиголосные
духовные мотеты на латинский текст, пятиголосные песни на любые слова (кроме
«соблазнительных»), четырехголосную «air»,
«легкомысленно-шуточную песню», «христианский французский сонет». Победителям
вручались премии, специально учрежденные по каждому из родов музыки: маленький
серебряный орган, серебряная лютня, лира, труба, флейта с выгравированными на
них эмблематическими латинскими надписями. Любопытно, что в программу этого
конкурса, организованного как часть церковного празднества, входила и
французская chanson любого содержания (за
исключением «соблазнительного»!), и — отдельно — легкая шуточная песня! Это
лучше многого другого свидетельствовало о победах светского искусства в эпоху
Ренессанса. .
Предыдущая Следующая