Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Новое
направление наметилось в эволюции французской многоголосной песни с основанием
в Париже Академии поэзии и музыки (1570) или, как ее часто называют, академии
Баифа, поскольку она возникла по инициативе Жана Антуана де Баифа, поэта,
музыканта-любителя, знатока античности, теоретика стихосложения и давнего
друга Ронсара, входившего в Плеяду. Академия была призвана объединить поэтов и
музыкантов и вернуть их к идеалам античности: к сочинению размеренных стихов и
соединению их с пением, также размеренным («mesurée»), согласно
искусству метрики. Члены академии собирались по воскресным дням, декламировали
и пели свои стихи, рассматривая это как осуществление реформы французского
стихосложения в единстве с музыкой. Молодой композитор Жак Модюи (1557—1627),
тоже друг Ронсара и единомышленник Баифа, сочинял музыку на его «размеренные»
стихи. В 1586 году
200
они
были опубликованы в Париже под заглавием «Размеренные песенки Жана Антуана
Баифа, положенные на музыку в четыре голоса Жаком Модюи, парижанином». Само по себе
стремление подражать античному стихосложению не было для того времени
исключительным: немецкие и итальянские гуманисты тоже призывали современников
вернуться к принципам античной метрики, основанной на выделении слогов
различной протяженности (а не различной ударности, как требовали того
французские стихи).
На
деле «песенки» Модюи, выдержанные в аккордовом складе (порой с небольшими
пассажами), страдают ритмической монотонней, ибо от начала до конца подчинены
одной ритмической формуле (например, чередование
) без ощутимой функции
музыкального
метра (такта) Композитор, по существу, полностью связан размером стиха и не
может проявить никакой ритмической самостоятельности, не говоря уж о
полифонизации музыкальной ткани. Музыкальные закономерности как бы оттесняются
из вокального произведения: композитор до известной степени свободен в выборе
интонаций и гармоний, а в остальном он всего лишь скандирует слова,
придерживаясь единообразного ритма во всех четырех голосах песни.
Как
ни искусственна была эта идея, она увлекла и более крупных музыкантов того
времени: ей ревностно служил в своем творчестве Клоден Лежен, она
заинтересовала Эусташа Курруа. Лежен (ок. 1530—1600) был образованным и
плодовитым композитором на службе королевского двора, автором более 650
произведений: месс, мотетов, многочисленных псалмов и других духовных
сочинений, французских chansons, итальянских канцон. Вне
сомнений, он хорошо владел мастерством полифониста: в его вокальных композициях
встречаются составы в 6—7—8 голосов. Тем не менее и он связал себя идеей
античной метрики, как ее понимали в академии Баифа. В предисловии к циклу из
39 своих песен под общим названием «Весна» (опубликован посмертно в 1603 году)
Лежен утверждает, что ритмика достигла совершенства у древних, а затем она
была полностью забыта и лишь он первый осмелился «извлечь эту бедную ритмику из
могилы». К счастью, сам композитор проявил известную гибкость в следовании
умозрительным теориям академии Баифа. Он, правда, расчленил свою музыкальную
композицию, не считаясь с каким-либо музыкальным размером, а только в
зависимости от стихотворных строк: каждое построение зависело от одной строки и
было маркировано каденцией на последних ее слогах (рифма). Но в этих общих
структурных рамках он сумел допустить и имитационный склад, и отдельные распевы
слогов, и даже вариационно-полифоническую разработку тематического материала,
осуществленную им в песне «Ma mignonne», где
целых восемь частей (последовательно для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 8 голосов)
написаны на одну изящную, легко взлетающую темку.
Предыдущая Следующая