Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Как
известно, реформационное движение во Франции несравнимо по своей исторической
роли с Реформацией в Германии XVI века и не
дало в дальнейшем столь ощутимых последствий для духовной культуры страны. Тем
не менее деятели протестантизма успели выдвинуть и во Франции новые идеи
религиозного искусства, отказавшись от латыни в церковном пении и сообщив ему
простой, гармонический склад, позволяющий легко усвоить его в широкой
общественной среде. После того как Реформация в Германии уже накопила известный
опыт борьбы за свои идеи, французские гугеноты стали осуществлять на деле свои
замыслы
202
реформы
церковного пения. Талантливый композитор, автор месс, мотетов, chansons, Гудимель был наряду с немецкими современниками одним
из первых создателей протестантского хорала. Его псалмы написаны в простом
четырехголосном складе при ясности гармонии, выделении основного напева в
верхнем голосе и все же некоторой активности других голосов. Каждой стихотворной
строке соответствует относительно законченное музыкальное построение, структура
целого легко членится на такие построения — при тяге к периодичности в
композиции. Вместе с тем в пределах «строки-построения» нет того однообразия
ритмической формулы, какое было характерно для «размеренной музыки». Псалмы
Гудимеля скорее песенны в бытовом смысле, чем «размеренны» в умозрительном.
Будущее
показало, что духовная музыка подобного склада, нередко опиравшаяся на
распространенные в быту и, подлинно народные напевы, широко укоренилась там,
где протестантизм одержал победы, особенно в Германии. Иное дело во Франции:
псалмы гугенотов как таковые, по существу, не имели здесь будущего (хотя как
стилевое явление были перспективны). Духовные псалмы гугенотов
распространялись по преимуществу в других странах: в той же Германии, в
Голландии. Трагически погиб сам композитор: Гудимель был убит в Варфоломееву
ночь в Лионе в августе 1572 года.
Необыкновенно
богат событиями был XVI век в истории итальянского
музыкального искусства, представлявшего в это время картину более сложную, чем
в любом из предшествующих столетий. Одни направления достигали здесь своей
вершины в итоге длительного развития (вокальная полифоническая музыка строгого
стиля), другие возникали и интенсивно развивались, порожденные духовной
атмосферой именно данного периода (светская музыка в жанрах мадригала и
фроттолы), третьи исподволь подготовлялись накануне нового перелома,
наступившего на рубеже XVI—XVII веков, когда эпоха Высокого Ренессанса закончилась.
Ярко ренессансные явления здесь сменялись маньеристскими, порой существовали
одновременно с ними. С середины столетия страна начала испытывать на себе
угнетающее действие контрреформации. Это не значит, однако, что творческие
идеи «величайшего из прогрессивных переворотов» попросту заглохли или были
подавлены в новой исторической ситуации. Они продолжали свое развитие, причем
искусство, естественно, изменялось и как бы расслаивалось в различных
течениях, в конечном счете все же не порывая с традициями Ренессанса.
Предыдущая Следующая