Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
В
исторической ретроспективе XVI век видится
нам блистательной порой Высокого Ренессанса, небывалым подъемом всей ду-
203
ховной
культуры, эпохой художественного расцвета Италии. Между тем не одна
контрреформация принесла трудности поступательному культурному движению страны
и бедствия ее обитателям. Как известно, еще в XIV—XV веках Италия
была раздроблена на ряд мелких государственных образований со своими центрами в
Милане, Вероне, Падуе, Мантуе, Ферраре, Флоренции (так называемые тирании, во
главе которых стояли властители из богатых и влиятельных родов), в Венеции,
Генуе (с их республикански-олигархическим строем). Когда к этому политическому
положению прибавился с конца XV века
экономический упадок (более всего из-за перемещения торговых путей в сторону
от итальянских портов — в связи с эрой географических открытий) и затем
почувствовалось в XVI веке наступление феодальной
реакции в стране, Италия к а к целое оказалась не в силах противостоять
иностранным завоевателям. Начались беспрестанные войны, шедшие с 1490-х годов
с Францией (при Карле VIII, Людовике XII, Франциске I); лишь заключение
мира при Като-Камбрези в 1559 году положило конец столкновениям с этой страной.
Однако к тому времени Италия была уже в значительной части порабощена
Испанией: лишь Венеция, Папская область, не полностью герцогство Савойское
сохранили свою независимость. Урон, который был нанесен стране завоевателями,
разумеется, мог только усугубить ее социальные противоречия и экономические
трудности. С черной датой варварского разграбления Рима испано-германскими
войсками императора Карла V в 1527 году
историки связывают конец Высокого Возрождения.
Если
напомнить также, что положение простого народа, в особенности крестьянства,
становилось все более бедственным, что в Италии со временем все учащались
восстания масс против иностранных и своих поработителей, — то станет ясной та
степень напряженности, какую должны были испытывать обитатели этой страны и, в
частности, ее передовые представители на протяжении XVI века. Тем не менее духовная культура Италии все еще
находилась на подъеме! Можно усматривать нарастание противоречий в ней,
возникновение новых творческих течений, существенные перемены, но что касается
итальянского музыкального искусства, нет никаких оснований говорить о признаках
упадка.
Предыдущая Следующая