Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
В
дальнейшем мы особо выделим тему о традициях Ренессанса в условиях
контрреформации. Сначала же проследим судьбы светских музыкальных жанров от
начала к концу XVI века. По первым впечатлениям
это искусство может показаться замкнутым в относительно узкой среде, даже
аристократичным, далеким от напряженной жизни своего времени. Однако его
подчеркнуто светский характер, свобода от старых канонов, явное углубление в
нем личностного, творчески индивидуального начала свидетельствуют о его
возрожденческой природе, а возрастающая близость к быту и проступающие признаки
связи с народными мелодико-ритмическими истоками опровергают представление о
замкнутости его образного мира.
204
Светские
вокальные жанры в Италии развиваются в XVI веке как бы по двум главным направлениям: одно из них
объединяет разновидности жанра, так или иначе близкого к песне (фроттолы,
вилланеллы и другие формы), другое же более связано с полифонической
традицией, хотя и не ограничено ею (мадригал). Фроттолла, популярная главным
образом в первой трети XVI века, представляет
собой как бы определенный этап на пути бытовой многоголосной песни: она
наследует канцонам Л. Джустиниани (для голоса с сопровождением инструмента,
1482), старой итальянской баллате и, возможно, даже лауде, старинной
духовно-бытовой песне. В свою очередь, за фроттолой в Италии, примерно с середины
XVI века, идет вилланелла (villanella alla napoletana, вилланеска) — тоже многоголосная, еще более близкая
быту песня, получившая очень большое распространение.
В
самом слове фроттола подчеркнуто бытовое, народное, даже уличное назначение
песни (frotta — толпа). Определенный музыкальный склад она
приобрела, видимо, в последнем десятилетии XV века, став четырехголосным вокальным произведением,
на первых порах единого автора — поэта и композитора в одном лице. Любопытно,
что ранние фроттолы создавались, например, другом Жоскена Депре поэтом
Серафино даль Аквила (а затем и самим Жоскеном под именем Жоскин д'Асканио), В
дальнейшем выдвинулись уже имена многих композиторов, прославившихся именно как
авторы фроттол. В первом сборнике, выпущенном Петруччи в 1504 году,
опубликовано 62 фроттолы одиннадцати композиторов. Почти во всех случаях за
именем того или иного музыканта следует упоминание «Veronensis» или «Venetys», то есть
«веронец» или «венецианец». Любопытно, что такого рода ссылки более всего
характерны именно для фроттолистов, происхождение или местопребывание которых,
в связи с их популярностью в быту, интересовало современников. Львиная доля
песен первого сборника принадлежит трем композиторам из Вероны: Марко Кара,
Бартоломео Тромбончино и Микеле Пезенти. По одной-две фроттолы опубликовали Дж.
Брокки, Дж. де ла Порта из Вероны, Фр. д'Ана из Венеции, А. Капреоли из Бреши и
другие. В следующих сборниках к этим именам прибавились Н. Пифаро, Л. Компер,
К. Феста, О. Антенори, Дж. Фольяно и еще несколько, но предпочтение явно
отдавалось двум самым популярным авторам — М. Кара и Б. Тромбончино. Всего за
годы 1504—1536 в Фоссамброне, Венеции, Риме, Флоренции было издано более
тридцати сборников фроттол, после чего эта жанровая разновидность многоголосной
песни была оттеснена и заслонена другими ее разновидностями.
Предыдущая Следующая