Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Фроттолу
нельзя назвать безоговорочно народной итальянской песней, хотя и самые истоки
ее (мелодические, образно-поэтические), и характер ее распространения, вне
сомнений, сближают ее с народным искусством. Тем не менее она остается
продуктом композиторского творчества и нередко бывает создана на стихи
итальянских (Петрарка, Бембо, Полициано) и даже ан-
205
тичных
(Гораций, Овидий) поэтов. Назначение фроттолы — очень широкое: она могла
исполняться в домашнем быту и повсюду в городской среде, на городских
празднествах, во время карнавалов, в театральных спектаклях, охотно
культивировалась при дворах и даже заслужила восторженные отзывы Б. Кастильоне
в его «Придворном».
По
содержанию фроттолы достаточно разнообразны. Преобладает любовная лирика, но
немало и шуточных, комических или нравоучительных текстов. Так или иначе ничто
здесь не отяжелено, не страдает отвлеченностью или аристократическим снобизмом:
ведь это — самый массовый жанр, к которому обращались тогда итальянские
композиторы. За немногими исключениями фроттолы четырехголосны, и хотя они на
практике могли исполняться с сопровождением инструментов (или даже на одних
инструментах), характер их изложения по преимуществу вокальный, а
голосоведение плавное. По-видимому, в этом последнем смысле многоголосие
фроттол не вполне порывает с полифонической традицией своего времени. Однако
общее звучание скорее гармонично, чаще всего с ведущей ролью верхнего голоса и
гармонической основой в басу, отдельные имитации редки и коротки (в первых
вступлениях). На всем протяжении формы явно преобладает аккордовый склад — с
устремлением от модальности к новой ладовости, подчеркиванием каденций
доминанта — тоника, с ясной расчлененностью формы, с повторами, с незначительными
распевами слогов и предпочтением силлабического скандирования. В отличие от
произведений строгого стиля повторность в музыке фроттолы полностью торжествует
над линеарным развертыванием.
Форма
целого сообразуется с построением поэтической строфы (бардзелетта, ода,
страмботто, сонет и другие). Принцип музыкальной композиции достаточно прост.
Наиболее характерная для фроттолы поэтическая форма бардзелетты включала в себя
репризу из четырех строк (соответствует рефрену) и несколько строф из шести или
восьми строк. Музыка же сочинялась таким образом, что основой целого была
реприза (рифмы abba или abab) с ее четырьмя построениями, соответствующими четырем
строкам, с учетом их рифмовки. На этом же материале, иногда с большими отклонениями
или легким варьированием, строились и шести- или восьмистрочные строфы (с
рифмовкой cdcdda или cdcddeea), с прибавлением к ним коды. Таким образом, различных
музыкальных построений оказывалось меньше, чем различно рифмованных строк, и
форма целого складывалась как компактная. Другие поэтические структуры — ода,
страмботто, сонет — требовали иного чередования музыкальных построений. При
этом возникали и сквозное построение куплета (с повторением последних строк — в
оде), и форма из двух разных куплетов (соответственно структуре сонета), и
различные другие варианты композиции. Так или иначе, ясная расчлененность
музыкального целого и — в преобладающем большинстве случаев — повторность
Предыдущая Следующая