Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
206
отдельных
построения определили структурно четкий облик строфической
фроттолы как жанра, наследующего давние, исконные традиции именно песни в
соотношении поэтических строк и музыки.
Лишь
немногие авторы фроттол, как Жоскен Депре или Л. Компер, обращались к этому
жанру, будучи крупными композиторами-полифонистами, создателями месс и
мотетов. Наиболее же популярные фроттолисты как бы специализировались на
песне, создавая также канцоны, лауды. Любимейший в свое время автор фроттол
Марко (Маркетто — ласково называли его) Кара был превосходным певцом.
Дата
его рождения неизвестна. Происходил он, по-видимому, из Вероны. В 1495—1525
годы находился на службе при дворе Гонзага в Мантуе. Известно также, что в
1503—1509 годы Кара побывал в Венеции, в 1512 году — в Милане, а с 1525 года
обосновался как горожанин в Мантуе, где и скончался в ближайшие годы. Из
творческого наследия Марко Кара сохранилось 118 произведений. Одних фроттол он
создал около 100. В его творчестве жанр фроттолы достиг своей зрелости, в нем с
полной отчетливостью проявились черты стилистики этого жанра и закономерности
его формы (пример 79).
Другой
прославленный фроттолист Бартоломео Тромбончино был по роду повседневных
занятий тромбонистом — откуда и его прозвище. Он родился около 1470 года в той же
Вероне. С 1489 года известен как музыкант в Мантуе, с 1497 года — в Венеции и
Виченце. В 1499 году, в связи в романическими обстоятельствами, была убита его
жена. Работая в дальнейшем при мантуанском дворе, Тромбончино не только
создавал множество фроттол, но писал музыку (в форме канцонетт, баллат) для
праздничных театральных спектаклей в Мантуе, Ферраре, Урбино. Так наметилась
связь нового вокального жанра с театральным искусством. Она уже не порывалась в
дальнейшем, когда мадригал еще более тесно соприкоснулся с современным ему
драматическим театром в Италии.
Сменившая
фроттолу в популярном песенном репертуаре вилланелла царила в нем по
преимуществу в третьей четверти XVI века. В
отличие от фроттолы, которая начала свое распространение с севера Италии,
вилланелла, так сказать, двигалась по стране с юга и была более всего связана с
неаполитанской песенностью, очень динамичной, с острыми ритмами. Villanella alla
napoletana произошла из крестьянских
песен и, даже будучи развита современными ей композиторами, сохранила дух
демократизма, непринужденность изложения, позволявшую ей обходить правила голосоведения
и следовать в этом смысле народным традициям. В наше время обнаружено и
систематизировано около 1800 образцов неаполитанской вилланеллы, появившихся
между 1550 и 1580 годами. Во многих случаях композиторы остались неизвестными.
Но среди авторов музыки есть и заметные имена: Бальдассаре Донато, Джованни
Доменико да Нола, Теодоро Риччо. Даже
Предыдущая Следующая