Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
207
Адриан
Вилларт написал виллоту (близкая вилланелле разновидность жанра) на слова
канцоны Петрарки «Италия моя». У крупнейшего мадригалиста последней трети XVI века Луки Маренцио— 118 вилланелл и канцонетт.
Вилланелла
движется дальше по пути, открытом фроттолой. Она более гомофонна
(полифонические приемы — лишь в единичных образцах), в ней больше моторных,
танцевальных ритмов, больше динамики, она допускает и даже подчеркивает
движение параллельными квинтами на народный лад, она чеканит форму из кратких,
порой контрастных по движению разделов и никогда не претендует на ученость
музыки. В вилланелле более ощутимы жанровые черты: то явная танцевальность (Б.
Донато «Chi
la gagliarda»), то энергичные ритмы и
скороговорка почти театрального характера («Girometta, senza di te non viverô»,
неизвестного автора), то даже воинственность — хотя речь идет всего лишь о
желанной победе над собственным сердцем («All'arm, All'arm» Дж. Л. Примаверы). Среди валланелл преобладают
трехголосные, но немало встречается и четырехголосных произведений (пример
80).
Вместе
с фроттолой, в одном ряду с инструментальными жанрами, близкими быту (в первую
очередь пьесами для лютни в Италии и Испании), вилланелла представляет в XVI веке искусство нового типа, сложившееся в итоге эпохи
Ренессанса, в известной мере противостоящее полифонии строгого стиля и, при
всей своей простоте, весьма перспективное.
Мадригал
в качестве музыкально -поэтической формы начал в XVI веке свое развитие как бы заново, будучи именно с
музыкальной стороны не связан с наследием XIV века, то есть с
мадригалом типа Ландини. В новых исторических условиях мадригал занял
своеобразное место между традиционными жанрами полифонии строгого стиля — и
непритязательной музыкой, более близкой быту. В понятие мадригала входит
достаточно широкий круг творческих явлений. Среди образцов этого жанра есть и
сложные, даже изощренные по технике полифонические сочинения, и утонченные по
экспрессии опусы Джезуальдо, и новые театральные опыты, и попытки сохранить
близость к песенной традиции. Мадригал на протяжении XVI века (примерно со второй трети его) очень сильно
эволюционировал, причем углублялось его лирическое содержание, проявлялась со
временем внутренне-театральная природа, изменялся стиль полифонического
письма. И все же оставались устойчивыми принципы жанра: чисто светский характер
(хотя создавались и духовные мадригалы), свобода от многих норм и канонов
строгого стиля в многоголосии, гибкое развертывание композиции в связи с
поэтическим текстом, новые и все более широкие возможности проявления
индивидуальной творческой инициативы. Ни в одном жанре ранее не выступали с
такой яркостью творческие индивидуальности, как это обнаружилось в мадригале,
когда над ним работали Адриан Вилларт и Якоб Аркадельт, Николо Вичентино и
Киприан
Предыдущая Следующая