Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
208
ди
Pope, Лука Маренцио и Карло Джезуальдо, а также многие
другие мастера.
Развитие
мадригала в XVI веке было особенно тесно
связано с современной ему итальянской поэзией, с ее судьбами, новыми течениями,
с общим кругом поэтов и музыкантов-гуманистов. В возрождении мадригала, словно
позабытого композиторами XV века,
значительную роль сыграл венецианский поэт и авторитетный теоретик
стихосложения Пьетро Бембо, вдохновитель, так называемого неопетраркизма в
первой половине XVI столетия, высоко ценивший
свободную поэтическую форму мадригала. За ним пошли новые поэты-петраркисты,
среди них Джованни Делла Каза и Луиджи Тансилло. Это поэтическое движение
стимулировало творческую мысль музыкантов, привлекало их внимание к форме
мадригала, тоже увлекшей их своими неканоническими возможностями. В
произведениях итальянских композиторов современные им поэты были представлены
очень широко. Не только более скромные имена Делла Каза, Тансилло, Вероники
Гамбара и многие другие, но имена Якопо Саннадзаро, Лудовико Ариосто, Торквато
Тассо, Джамбаттиста Гварини вошли в музыкальную историю мадригала. Обращались
итальянские композиторы также к текстам Данте, Петрарки, Боккаччо, Саккетти.
Основным содержанием мадригала стала лирика, в частности любовно-лирические
сюжеты, что не исключало, однако, и иную образность. Впрочем, само лирическое
начало проявлялось в мадригале XVI века
по-разному: то более сдержанно и спокойно (у Вилларта, Вердело, Аркадельта), то
более живо, многообразно, даже театрально (у Маренцио), то глубоко драматично,
с острой экспрессивностью (у Джезуальдо).
Художественной
средой, в которой культивировался мадригал как музыкально-поэтическая форма,
была сложившаяся в эпоху Возрождения среда знатоков и просвещенных любителей
музыки, музыкально-поэтических содружеств, академий, в которых общались поэты
и ценители поэзии, музыканты и их друзья. В этом кругу всегда можно было
составить ансамбль из нескольких исполнителей и ознакомить собравшихся с новым
произведением, услышать их заинтересованное и компетентное суждение, порой даже
дать повод к спору, к оживленному диалогу (что многократно отразилось в
литературе того времени). В отличие от мотета (на латинский текст) с его более
академическим общим обликом и более специальным назначением (духовным, официально-праздничным)
или фроттолы с ее широко бытовым диапазоном — мадригал был крупнейшим жанром
светского музыкального искусства, мастерски-профессионального и одновременно
достаточно доступного, лишенного какой бы то ни было официальности, но и не
элементарно-бытового. Творение высокой духовной культуры Возрождения,
подлинное детище гуманизма, мадригал совершенно свободен от традиций
религиозной музыки: его образный мир открыт живым человеческим чувствам в их
индивидуальном выражении.
Предыдущая Следующая