Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
209
Вместе
с тем мадригал как музыкально-поэтическое произведение не мог сложиться на
основе одного лишь отрицания каких бы то ни было художественных традиций
прошлого. Современные исследователи справедливо усматривают в ранних мадригалах
преемственные связи с некоторыми структурными закономерностями, с одной
стороны, мотета, с другой — фроттолы, как уже сложившихся жанровых образцов 27.
Мадригал и возник-то как вокальная форма для четырех или пяти голосов a cappella, отнюдь не исключающая полифонических приемов письма.
На этой первоначальной основе затем сложились и развились более многообразные
«варианты» жанра — вплоть до его театрализации или превращения в виртуозную
вокальную пьесу с инструментальным сопровождением. Первоначальными структурными
признаками мадригала были и постоянное следование за словесным текстом, как в
мотете; и определенные соотношения стихотворных строк и музыкальных построений,
как во фроттоле и других песенных формах. Однако и в том и в другом
генетических признаках формообразования мадригал все-таки не совпадает
полностью ни с мотетом, ни с фроттолой. Следуя за текстом, он шел не за
латинской прозой, а за итальянскими стихами, что не могло не влиять на
внутреннее расчленение формы. Что касается соотношения музыкальных построений
со стихотворными строками, то поэтическая структура мадригала, более свободная,
чем в бардзелетте, баллате, страмботто, не давала равнозначной им основы для повторений
или реприз и не ограничивала музыкальную структуру этими песенными,
фроттольными рамками.
На
первом этапе своего развития мадригал более явственно обнаруживал следы связи с
формообразованием традиционных полифонических или песенных жанров. Это и
понятно: ранние образцы мадригалов создавались крупными композиторами-полифонистами,
авторами месс и мотетов Адрианом Виллартом (1480—1562), Филиппом Вердело (ум.
до 1552 года), Костанцо Феста (ок. 1480—1545), Якобом Аркадельтом (ок. 1514— до
1572). Из них двое первых непосредственно примыкают к нидерландской
полифонической школе, хотя и прочно обосновались в Италии. И все они без
исключения по образованию и роду занятий являются церковными музыкантами:
Вилларт в капелле собора св. Марка в Венеции, Вердело — во Флорентийском
соборе, затем при папском дворе, Феста — в папской капелле, Аркадельт как певец
— в капелле св. Юлии в Риме. Один Феста среди них был итальянцем по
происхождению, но и он воспитывался в традициях полифонической школы времен
Жоскена Депре. Первые сборники итальянских мадригалов вышли в свет в 1530—1540
годах и принесли известность произведениям Вилларта, Вердело, Аркадельта.
Предыдущая Следующая