Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
В
то время мадригал, едва заявив о себе, представлял му-
27 См. об этом: Дубравская Т. Итальянский мадригал XVI века. — В кн.: Вопросы музыкальной формы, вып. 2. М.,
1972, с. 55—97.
210
зыкально-поэтическую
композицию лирического содержания и относительно большого масштаба. Нежная, не
слишком экспрессивная, то меланхолическая, то идиллическая любовная лирика
определяла характер его образности. При четырех или пяти голосах a cappella мадригал в своем складе более всего опирался на
принципы Жоскена — однако в наивозможно простом их понимании. В ряде случаев
склад многоголосия делался совсем прозрачным, гармоническим; часто
противопоставлялись группы верхних и нижних голосов. В произведениях К. Феста,
Я. Геро и некоторых других современников наблюдались черты связи скорее со
складом
фроттолы.
Постепенно
в Италии выдвинулись даже различные местные школы мадригалистов: от Вилларта
пошла венецианская школа, с именем Вердело связано сложение флорентийской
школы, во главе римской встал Костанцо Феста. В одно время с первыми мадригалистами
работали в этом жанре также Франческо Кортечча во Флоренции и Джакомо Фольяно в
Модене. За этими композиторами последовали уже представители новых поколений,
деятельность которых относится к третьей и четвертой четвертям XVI века. Едва ли не все крупные мастера в Италии с
интересом обращались к мадригалу; среди них Андреа и Джованни Габриели, Орландо
Лассо, Палестрина, Клаудио Монтеверди, Лука Маренцио, Клаудио Меруло, Карло
Джезуальдо ди Веноза. В «среднем» поколении мадригалистов XVI века по-своему интересны творческие фигуры Киприана
де Pope (ок. 1516—1565) и Николо Вичентино (1511 — ок. 1576),
которые были, по-видимому, учениками Вилларта. Рядом с ними и несколько
позднее мадригалом занимались также Филипп де Монте, Дж. Парабоско, Дж. Каймо,
Д. М. Феррабоско, В. Руффо, Т. Риччо, А. Стриджо и многие другие менее
известные музыканты.
Для
истории мадригала чрезвычайно характерны неустанные искания новых приемов
письма, нового мелодизма, новых гармоний, не только как собственно технических
новшеств, но как более гибких и богатых выразительных средств. Вокальные партии
мадригалов, следуя за поэтической строкой, отнюдь не сводились при этом к
простому скандированию текста (как это было у французов в их «размеренной
музыке»): композиторы стремились, передавая образный смысл поэзии, избегать
ритмической монотонии и развертывать мелодию гибко, свободно, чтобы она не
противоречила стихотворному ритму, но и не просто «отбивала» его в музыке.
Мелодическое начало в многоголосии со временем приобрело в мадригале несколько
иное значение, чем оно имело в традиционных полифонических формах.
Мадригалисты сначала стремились выделить мелодию то одного, то другого голоса
в ее интонационно характерных фразах, отдавая ей главное место и умеряя
действие остальных голосов. Затем заметно возросла роль верхнего голоса как
господствующего в ансамбле. Далее ведущий голос драматизировался, обретя
индивидуальные экспрессивные интонации, присущие театральному монологу. В ряде
случаев это
Предыдущая Следующая