Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
211
побуждало
даже поручать при исполнении мелодию мадригала певцу, который «украшал» ее по
своим возможностям и вкусу, тогда как остальные голоса исполнялись
инструментами. Это новое чувство мелодии в многоголосии требовало не массивного
хорового звучания, а гибкого, интонационно чуткого ансамбля. Поэтому советский
исследователь прав, когда настаивает не на хоровой, а на камерной, ансамблевой
природе итальянского мадригала 28. При этом нужно, однако, учитывать, что и многие хоры
XV—XVI веков были
бы в наших глазах камерными ансамблями, поскольку в их составе сплошь и рядом
находилось семь, десять, двадцать певцов.
Примерно
около середины XVI столетия в среде итальянских мадригалистов
начались поиски новых хроматических звучаний, что проявлялось, естественно, как
в движении мелодий, так и в гармонических последовательностях. Особенно много
внимания посвятил этой проблеме в теории и на практике Николо Вичентино. Годы
его учения прошли в Венеции, он сам называл себя учеником Вилларта
(следовательно, прошел основательную полифоническую школу), работал одно время
в капелле д'Эсте в Ферраре, вероятно, в папской капелле в Риме, в конце жизни
находился в Милане. Между 1546 и 1572 годами были опубликованы пять книг его
мадригалов (из них сохранились лишь первая и последняя). В 1555 году вышла его
теоретическая работа «Древняя музыка, примененная к современной практике». В
связи с выдвинутыми в ней идеями и собственным композиторским опытом Вичентино
называл себя «изобретателем новой гармонии» (как сказано в заглавии пятой
книги его мадригалов). Хотя сам автор аргументировал свои положения
ретроспективно теоретическими соображениями (ссылками на понимание хроматизма
у древних греков), его произведения свидетельствуют о поисках новых средств
выразительности в преодолении традиционных рамок диатоники. Это сказалось у
Вичентино прежде всего в интонационном строе мадригалов и мотетов, что сообщило
им особый звуковой оттенок. Однако оригинальность звучаний, резко ощутимая
поначалу, в итоге приводит к новой монотонии. Вичентино следует античному
пониманию хроматических тетрахордов (сверху вниз ми—до-диез—до-бекар — си —
ля — фа-диез — фа-бекар — ми) и проводит это движение по всем голосам
пятиголосного сочинения. Возникают причудливые, странные звучания: голоса идут
то по полутонам, то по малым терциям... (пример 81). Композитор
мечтал также возродить античный энгармонизм, для чего проектировал создание
особого инструмента («аркиорган»).
Предыдущая Следующая