Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Если
отвлечься от этих сугубо теоретических построений (в этом они перекликаются с
идеями Гийома Котле), то нужно признать, что Вичентино был обуреваем исканиями
нового ради нетрадиционной выразительности, ради индивидуализации
28 См. об этом: Дубравская Т. Мадригал (жанр и форма). —
В кн.: Теоретические наблюдения над историей музыки, с. 113—114.
212
своего
стиля. Заслуживает внимания у него выбор поэтических текстов для мадригалов: он
пишет музыку на тексты Петрарки, Саннадзаро, Ариосто, Вероники Гамбара,
особенно часто на стихи Луиджи Кассола, свободно владеет многоголосием (хотя
это и затруднено «античными» звукорядами, которые отнюдь не предполагали
многоголосного склада!).
По
времени рядом с «теоретическим» хроматизмом Вичентино развивался и
«выразительный» (теоретически не подкрепленный) хроматизм Киприана де Pope, композитора нидерландского происхождения, прочно
связавшего свою судьбу с Италией (Венеция, Феррара, Парма). Для него
хроматические исследования были средствами звукописи (мадригал «Звучащие
камыши»), дававшими возможность создать новое и своеобразное живописно-звуковое
впечатление. Так или иначе опьггы Вичентино и Киприана де Pope не прошли в дальнейшем бесследно: в истории мадригала
хроматизм (уже в ином понимании) занял такое место, какое совсем не было
характерным для других крупных полифонических форм.
В
последней трети XVI века мадригал, по существу,
господствует в итальянской музыкальной жизни, привлекая к себе главное
внимание композиторов и соблазняя даже тех мастеров, которые были сосредоточены
на проблемах духовного искусства. Как образное содержание мадригала, так и
условия его исполнения, его крепнущие связи с поэзией и театром убеждают в
том, что мадригал к концу века вмещал в себя многое, даже таил в своем существе
зародыши, ростки иных жанров. Отзываясь на художественные веяния и вкусы в их
движении от начала к концу XVI века,
мадригал не миновал и влияний маньеризма. Современные исследователи
усматривают их даже в творчестве Маренцио. С особой отчетливостью выступают они
у Джезуальдо. Это вполне закономерно: зародившись в эпоху Высокого Ренессанса,
итальянский мадригал продолжал интенсивное развитие в пору контрреформации,
когда духовная атмосфера в стране резко изменилась и для мировосприятия многих
художников стали характерны дисгармония, нарушение равновесия между личностным
и внеличным, разочарование в прежних идеалах, даже пессимизм. Естественно, что
и в музыкальном искусстве так или иначе сказались эти новые признаки времени,
повлияв на его образную систему и тем самым на его стилистику. Однако
художественного единства в этом смысле мы в итальянской музыке последних
десятилетий XVI века не обнаружим: в ней все
еще сильны творческие идеи и дух Ренессанса, а зарождающиеся новые явления
вдохновлены эстетическими концепциями гуманизма, хотя и несут на себе отпечаток
своих поздних лет.
Предыдущая Следующая