Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Оставляя
пока в стороне мадригальное наследие таких мастеров, как Палестрина и Орландо
Лассо (чтобы осветить затем их искусство в целом), сосредоточим внимание на
самых значительных фигурах собственно мадригалистов, то есть композиторов, для
которых мадригал является основой, главнейшей областью
213
творчества.
Лука Маренцио и Карло Джезуальдо были, вне сомнений, крупными личностями,
творческими индивидуальностями, которые отнюдь не сливались с окружающим их
художественным миром. Мадригалы Маренцио (первая публикация в 1577 году)
появлялись в последней четверти XVI века,
мадригалы Джезуальдо — между 1594 и 1611 годами. Деятельность Маренцио
протекала во многих итальянских музыкальных центрах, отчасти даже в Польше; он
пользовался широкой известностью и за пределами своей страны. Джезуальдо,
князь Венозы, занимался только композицией, ведя патрицианский образ жизни в
родовом замке (в селении Джезуальдо) или в одном из палаццо в центре Феррары.
Оба они создавали свои произведения в пору наивысших успехов итальянского
мадригала, когда этот жанр уже начал свое развитие в других странах (в Англии,
например). Мадригал тогда широко культивировался повсюду в Италии: в академиях
Рима, Флоренции, Вероны, в кругах венецианской и генуэзской знати, при дворах
д'Эсте, Медичи, Сфорца, Гонзага, в домах высшего духовенства (у кардиналов).
Мадригал при этом не ограничивался лирической образностью, он стал непременной
частью театральных спектаклей, устраиваемых, например, во Флоренции второй
половины XVI века, ему нередко придавали
виртуозный концертный характер, он звучал с инструментальным сопровождением, в
переложениях для одного голоса и т. д. Мадригалы Маренцио отразили в себе эту
новую многосторонность жанра. Мадригалы Джезуальдо остались лирическими произведениями
по своей тематике, но композитор внес в них сильнейшую драматическую
экспрессию.
Лука
Маренцио родился в 1553 или в 1554 году в местечке Коккальо близ Бреши. Его
музыкальные занятия начались, по всей вероятности, в брешианском соборе
(мальчик-певчий?) под руководством капельмейстера Дж. Контино. «Маленький и
смуглый» (по словам современников), очень живой, он развивался быстро. Уже
смолоду Маренцио начал работать в капелле кардинала Кристофоро Мадруцци в Риме,
затем (в годы 1578— 1586) при дворе кардинала Луиджи д'Эсте, где с 1581 года
руководил капеллой. В те годы были опубликованы пять книг пятиголосных
мадригалов Маренцио. Тогда же он, сопровождая кардинала, имел постоянный
доступ ко двору его брата Альфонсо д'Эсте в Ферраре, общался там с выдающимися
музыкантами, писал мадригалы и другие произведения для праздничных концертов. В
1582 году Маренцио посвятил третью книгу своих мадригалов «академикам-филармоникам»
Виченцы. В конце 1580-х годов он участвовал в деятельности капеллы Медичи во
Флоренции, в частности сочинял музыку (вместе с К. Мальвецци, Э. Кавальери, Я.
Пери) к интермедиям в торжественном спектакле по случаю празднования свадьбы
Фердинандо Медичи с Христиной Лотарингской (1589). Маренцио принадлежат во
второй интермедии («Состязание муз и пиерид») инструментальное вступление (Sinfonia) и четыре мадригальных хора на 3, 6, 12 и 18 голосов,
Предыдущая Следующая