Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
214
а в
третьей интермедии («Битва Аполлона с пифоном») — три хора на 12, 4 и 8 голосов
и изобразительная симфония (собственно «битва»).
Это
был далеко не первый случай, когда мадригал становился театральной музыкой.
После фроттол, которые звучали в драматических спектаклях по меньшей мере с
конца XV века, мадригалы Вердело исполнялись в 1520-е годы при
постановках «Медеи» Сенеки и «Мандрагоры» Макиавелли, а в 1539 году во
Флоренции музыка мадригального типа, сочиненная Фр. Кортечча, была включена в
интермедии Дж. Строцци. В дальнейшем интермедии с музыкальными номерами стали
чуть ли не обязательной частью всех торжественных спектаклей во Флоренции.
Маренцио застал там уже сложившуюся традицию. Ему довелось тогда войти в круг
музыкальных деятелей (Я. Пери, Дж. Каччини, певица Виттория Аркилеи), которые
размышляли над идеей «драмы на музыке» и в недалеком будущем стали создателями
и исполнителями первых опер.
В
последние годы жизни, находясь в Риме, Маренцио сблизился с поэтами Тассо и Гварини
и вошел в Общество мастеров музыки. Из Рима, по рекомендации кардинала
Альдобрандини королю Сигизмунду I, композитор
был направлен в Варшаву, где пробыл примерно с начала 1596 по середину 1598
года. По возвращении в Италию он прожил недолго и скончался в августе 1599 года
в садах виллы Медичи.
За
двадцать с немногим лет своей творческой жизни Маренцио создал множество
сочинений в различных жанрах: более 400 мадригалов, около 80 вилланелл, 42
духовных мотета и большой ряд других многоголосных духовных произведений. Он,
видимо, был во всем очень деятельным и подвижным: легко и много соприкасался с
музыкантами и музыкальной жизнью в Бреше, Риме, Ферраре, Мантуе, Флоренции
(возможно, даже в Варшаве), хорошо улавливал новые тенденции в музыкальном
искусстве, быстро на них реагировал и всегда завоевывал успех. Судя по его
биографии и особенно по его творчеству, Маренцио умел быть современным.
Это
его качество всецело проявилось в работе над мадригалом — даже в том, что
Маренцио столь решительно предпочел этот жанр всем остальным. Чрезвычайно широк
оказался у него и выбор поэтических текстов. На первом месте стоят Петрарка (46
мадригалов), Гварини (47), Саннадзаро (46), Тассо (31). К трем из этих поэтов
итальянские мадригалисты обращались издавна. Что же касается Гварини, то его
пасторальная пьеса «Верный пастух» (названная автором «пастушеской
трагикомедией»), появившись в 1580-е годы, стала предметом новых увлечений
множества итальянских музыкантов. Подсчитано, что на ее стихи сто двадцать пять
композиторов написали 550 мадригалов. Маренцио был в числе первых музыкантов,
увлекшихся Гварини. Много реже использовал композитор тексты Ариосто,
Саккетти, Данте, современных петраркистов — Делла Каза, Тансилло. Помимо
названных мы
Предыдущая Следующая