Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
257
него
освещения данного. Лассо выбирает первый, Палестрина — второй. В мессе Лассо
нас захватывает свобода „парения" над материалом, в мессе Палестрины —
тонкость, изысканность и высочайшая логика его последовательного развития» 47.
Где
бы ни черпал свой тематический материал Лассо, нельзя порой не удивляться его
образному истолкованию в различных частях мессы. Ни традиционной мелодической
плавности, ни благостного спокойствия, ни вообще привычного интонационного
строя мы у него зачастую не найдем. Он может, например, начать молитвенное Kyrie такими энергичными интонациями, которые нарушают
сложившееся тогда представление о характере этой части мессы (примеры 97, 98). Слова «И на земле мир» (из Gloria) побуждают Лассо к выражению мужественного подъема
чувств, крепости, силы. И что особенно удивительно, раздел Crucifixus (дуэт сопрано и альта в напряженной тесситуре с
неоднократным достижением мелодической вершины) открывается такой мелодией (пример
99), в которой нет
ни привычной сдержанности или строгости, ни темного регистра, а снова есть
широкий размах, простая сила выражения — и ничего слабого, приглушенного...
Поскольку
Орландо Лассо в процессе формообразования не полностью связывает себя
заимствованным тематизмом, он совершенно свободен либо в преобразовании
исходного материала, либо в отходе от него, если образный характер той или иной
части (или раздела) мессы потребует этого. Следовательно, композитор именно
так, а не иначе мыслит Kyrie или Crucifixus, то есть вкладывает в них не мягкость или аскетизм
чувства, а мужественность, душевную крепость. Это происходит уже в
относительно ранних его сочинениях (до 1570 года)! Да и в тех случаях, когда
Лассо погружается в скорбные, горестные, покаянные чувства, его экспрессия
совсем не похожа ни на благостное смирение Палестрины, ни на эротически
обостренное, страстное и томное ожидание смерти у Джезуальдо. Жизненная сила
никогда не покидала Лассо-художника.
Что
касается хорового изложения в мессах Орландо Лассо, то в них широко и
непринужденно развиваются все стороны полифонического мастерства, что уже не
является проблемой для композитора. Гораздо чаще и последовательнее, чем
другие, он обращается и к силлабическому складу, к полнозвучной аккордовости.
Вместе с тем характерной особенностью его формообразования является внутренняя
свобода мастера — и в использовании «первоисточника» (от которого Лассо может
и далеко отойти), и в понимании имитационного развертывания (порой не
строгого), и в переходах от имитационности к аккордовости в пределах одного
раздела или даже фрагмента. Творческая
Предыдущая Следующая