Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
47 Евдокимова Ю. История, эстетика и техника месс-пародий
XV—XVI веков. — Цит.
по кн.: Историко-теоретические вопросы западноевропейской музыки. Сб. трудов
(межвузовский), вып. 40. М., 1978, с. 29.
258
инициатива
становится важнее верности «первоисточнику», важнее строгой традиции
нидерландских мастеров прошлого. По существу, заимствованный тематизм
преобразуется у композитора в процессе развития и формообразования, но Лассо
не порывает с самим принципом «первоисточника», очевидно все же ощущая в нем
некое связующее начало цикла, быть может исходный импульс для движения
творческой фантазии.
Огромный
свод мотетов Лассо включает круг отнюдь не однородных вокальных полифонических
произведений. Одни из них крупные, многосоставные (встречается даже девять
частей), торжественные, праздничные, другие драматичны, в форме диалога,
третьи граничат с мадригалами; есть и строгие, сосредоточенные, вплоть до
трагизма, есть и шуточные, озорные, буффонные — в духе студенческих латинских
виршей. В светских мотетах композитор обращается порой к избранным текстам —
из од Горация, из «Энеиды» Вергилия. Более всего у Лассо пяти-, шести-,
четырехголосных мотетов, меньше трех- и семиголосных, еще меньше двух- и
девятиголосных, единичны десяти- и двенадцатиголосные. Различны они и по
композиции: имитационно-канонические, хорального склада, с чередованием тех и
других разделов, с традиционным проведением cantus firmus'a, со свободной
обработкой григорианской мелодии, с различными проявлениями остинатности
(общей, ритмической, частичной и т. д.), с хроматическими исканиями (в
драматических ситуациях).
Соответственно
богат и многообразен сам вокальный склад мотетов Лассо. В этом смысле в них
можно найти едва ли не все, что было доступно певцам в любых жанрах того
времени, вплоть до пассажности, характерной для сольного пения. Очень широк
вокальный диапазон хора, зачастую напряженна тесситура верхних голосов, вплоть
до ля второй октавы, чего решительно избегает Палестрина (пример 100). Порой Лассо
нарочито выходит в мотетах за рамки собственно вокальности, побуждая голоса
хора подражать звучанию поочередно различных инструментов. Так, в мотете «In hora ultima» перечисляются один за другим звучащие инструменты —
туба, тибия, цитра и т. д. — и всякий раз голоса, называющие тот или иной из
них, подражают его звучанию (пример 101), Строгая аккордовая фактура при низком или
среднем регистре — или оживленная во всех голосах при общем завоевании высоты
служат важными контрастными средствами выразительности в мотетах Лассо. Питает
он пристрастие к нетрадиционным в строгом стиле» смелым интонациям (движение
по гармоническим тонам), весьма энергично звучащим, да еще и с настойчивыми
повторениями, словно в какой-либо батальной хоровой сцене (пример 102). И тут
же мы можем встретить у него мотеты чисто хорального склада, выдержанного без
отклонений (мотет «Bestia curvafia»). Приближается
Лассо к драматическим жанрам в мотетах, где предполагается диалог, в мелодике
звучат возгласы и все хоровое изложение динамично (пятиголосный мотет в двух
частях «Pater
Abraham, miserere mei»).
Предыдущая Следующая