Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
259
Вообще
даже мотеты раскрывают большую конкретность образного мышления Лассо, черты
театральности или во всяком случае драматизма в нем. В других вокальных
произведениях он определенно тяготеет к жанровости. И то и другое ново для полифонии
строгого стиля. Лассо отнюдь не подражает Жанекену и даже не близок к нему, к
его иллюстративности и звукописи. Жанровое начало проявляется у него более
тонко и сочетается с лирикой, с шуточностью. И все же тематизм его обновляется
в связи с тенденцией внутренней театрализации или жанровости, выходя за
традиции, принятые в строгом стиле.
Одновременно
Лассо обращается и к самому традиционному тематизму полифонистов XV — XVI веков:
создает таким образом ряд месс, пишет мотеты на григорианские напевы, используя
образцы, многократно привлекавшие внимание его предшественников и
современников. Например, его шестиголосный мотет «Alma redemptoris mater» написан на соответствующую мелодию антифона. И в
данном случае, как в мессах-пародиях на темы chansons, композитор разрабатывает «первоисточник» свободно,
выделяя отдельные попевки, проводя их по разным голосам, порою стреттно,
повторяя и преобразуя в соответствии со своим крупным замыслом целого 48.
Для
истории полифонических форм интересно, что в некоторых случаях мотеты Лассо по
своему тематическому развитию отчасти подготовляют фугу, например в
четырехголосном его мотете фугированное изложение 49.
Ближе
всего к Мотетам по характеру изложения (отчасти и по тематике) примыкают
пассивны Орландо Лассо. Он написал их по всем четырем евангелиям: по Матфею в
1575 году, по Иоанну в 1580, по Марку и по Луке в 1582. В то время тип
композиции «страстей» в музыкально-драматической (в смысле трактовки текста,
но не театральности как таковой) форме еще не сложился. Возникли лишь попытки
создать на евангельские тексты музыку хорального или мотетного склада. Лассо,
приближавшийся в своих наиболее драматичных мотетах к подобным художественным
задачам, придерживался мотетного (хорового или ансамблевого) изложения и
латинского текста. Впрочем, цельности музыкальной композиции по типу мотета в
пассионах не могло быть: композитор оформлял музыкально лишь реплики —
учеников, Иуды, Петра, первосвященников, лжесвидетелей, Пилата, толпы. Всего в
«Страстях по Матфею» получился 41 короткий фрагмент, в двух других случаях (по
Марку и по Луке) — всего по 14 фрагментов. Сольное пение в пассионах Лассо
совершенно отсутствует. Не только реплики всех учеников, перебивающих друг
друга, передаются пятиголосным хором, но слова Петра (или Иуды) звучат
Предыдущая Следующая