Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
48 См.: Евдокимова Ю., Симакова Н. Музыка эпохи
Возрождения (cantus prius factus и работа с ним). М., 1982.
49 См.: Протопопов Вл. История полифонии в ее важнейших
явлениях. Западноевропейская классика XVIII—XIX веков, с. 44—45.
260
дуэтом, а что касается Пилата, то его реплики то двухголосны, то даже
трехголосны. По-видимому, предполагалось, что слова Евангелиста (повествование)
и Иисуса либо произносились вне музыки, либо были связаны с псалмодированием.
Так или иначе
_эта
ранняя форма «страстей» еще не отпочковалась от традиции мотета: латинский
текст и многоголосие тому свидетельство.
Таким
образом, в XVI веке от полифонических жанров
мотета и мадригала в ходе их эволюции прошла линия к своеобразной
драматизации
многоголосия, если можно так выразиться: от мадригала — к участию в
драматическом спектакле, к мадригальной комедии, от мотета — к ранней форме
пассионов.
Огромное место в творчестве Лассо занимают
светские вокальные жанры итальянского (мадригал, вилланелла, мореска), французского
(chanson) и немецкого (разновидности Lied) происхождения. Видимо, композитор смолоду свободно
владел итальянским и французским языками, а долгие годы жизни в Мюнхене гарантировали
ему совершенное владение немецким языком. Он превосходно схватывал особенности
музыкально-поэтической традиции в Италии, Франции, Германии, хорошо знал поэзию
этих стран, отдавая предпочтения определенным поэтам, улавливал популярные в
быту явления, чувствовал народную подпочву музыкального искусства. Крупнейшие
зарубежные исследователи творчества Орландо Лассо находят, что в его образном
мире отразились сильнейшие впечатления композитора от лучших образцов
итальянского изобразительного искусства эпохи Высокого Ренессанса и последующих
десятилетий. Так или иначе близкая к зримой конкретность многих его образов
подтверждает эти предположения.
На
протяжении почти всей творческой жизни Лассо охотно обращался к мадригалу. Но
среди итальянских вокальных форм его интересовали также и более простые,
непосредственно связанные с бытом — вилланелла, канцона, диалог, мореска. В
мадригалах композитор, начиная с первых изданий, особенно охотно обращался к
текстам Петрарки. Привлекала его также поэзия Ариосто, Тассо, Бембо, Габриэля
Фьаммы. Любовная лирика, драматические коллизии, чувство радости бытия,
раздумья о быстротечности жизни, празднично-приветственные произведения — все
находит свое выражение в мадригалах Лассо. Они много более просты в целом,
нежели мотеты, чаще невелики по объёму, прозрачны по фактуре четырех-, пяти-,
шестиголосия, силлабичны, более гармоничны, чем линеарны. На примере мадригалов
еще более ясно, насколько продвигается Лассо в гармоническом осознании
полифонии. Однако не приходится думать, что это происходит только со временем.
Гармоническое полнозвучие и сосредоточенное внимание к вертикали мы найдем в
самых ранних его произведениях. Так, одна из его вилланелл, опубликованная в
сборнике 1555 года, написана в чисто хоральном аккордовом складе, с четким
членением на пять построений (такты 4 — 4 — 4 — 6 — 6; пример 103). С этого Лассо начинал свой
твор-
Предыдущая Следующая