Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
261
ческий
путь. В мадригалах, разумеется, подобный склад редко встречается в чистом виде,
но приближение к нему можно наблюдать в отдельных образцах, например в
коротком мадригале на текст Петрарки «Come lume di notte», созданном около 1583 года. Да и в других
произведениях, где полифоническое письмо более сложно, встречаются фрагменты
чисто аккордовые. Порой не только вертикаль, но само движение каждой из мелодий
свидетельствует о выделении именно гармонических тонов. Это как раз
естественно для празднично-приветственных произведений несколько
«официального» облика, каким является, к примеру, мадригал «A voi Guglielmo
invitto» (1579, прославление «непобедимого»
Гульельмо).
Лирические
мадригалы Лассо благородны и сдержанны. Ему совершенно не свойственны ни
обостренная экспрессия, ни подчеркнутая чувствительность, что бывало в
итальянской лирике даже в XIV веке. Зато
драматизм, как и в мотете, получает у него выражение в мадригале. Это хорошо
ощутимо и в его диалогах, и в крупных мадригалах типа шестичастного «Del freddo Rheno»: ширится форма целого (в названном мадригале 6
частей), напряженной становится тесситура, возникают переклички групп голосов,
неоднократно достигается мелодическая вершина, обостряются интонации
(уменьшенная терция перед тоникой и т. п.).
Что
касается композиции целого в мадригале, то Лассо словно освобождается от
всяких условностей традиционного формообразования у полифонистов и от
специально мадригальных признаков структуры. У него можно встретить
мадригалы-миниатюры (как это бывало порой и у Джезуальдо) размером всего в 20
тактов и Многочастные (с контрастами разделов) произведения.
Тонально-гармонически организованная музыка следует за текстом, и порой ничто,
кроме тональной (не тематической!) репризы, не «связывает» форму. Имитации не
часты, обычно коротки, но легкие переклички голосов активизируют движение,
оживляют его и вносят необходимую смену тембровых красок. Вообще Лассо
превосходно владеет основами легкого многоголосия, насквозь слышимого, изящного
в деталях, полностью лишенного монотонии. По существу его мадригалы — как
по-своему и мотеты — образуют цепь жанровых разновидностей: от камерных
миниатюр до многочастных монументальных хоровых композиций.
Предыдущая Следующая