Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Из
светских вокальных жанров наиболее распространенным тогда был в Испании
вильянсико — род многоголосной песни, то несколько более полифоничной, то,
чаще, тяготевшей к гомофонии, истоками связанный с бытом, но прошедший
профессиональную разработку. Однако о сущности этого жанра следует говорить,
не отрывая его от инструментальной музыки. Вильянсико XVI века — чаще всего песня под виуэлу или под лютню,
создание крупного исполнителя и композитора для избранного им инструмента.
И
в бесчисленных вильянсикос, и вообще в бытовой музыке Испании необычайно богат
и характерен национальный мелодизм — своеобразный, сохраняющий свои отличия от
итальянской, французской и тем более немецкой мелодики. Эту свою характерность
испанская мелодика пронесла сквозь века, привлекая к себе внимание не одних
национальных, но и зарубежных композиторов вплоть до нашего времени.
Своеобразен не только ее интонационный строй, но глубоко своеобразна ритмика,
оригинальна орнаментика и импровизационная манера, очень крепки связи с движениями
танцев. В упомянутом выше обширном труде Франсиско де Салинаса «Семь книг о
музыке» (1577) приведено
272
множество
кастильских мелодий, которые привлекали внимание ученого музыканта прежде всего
с их ритмической стороны. Эти краткие мелодические фрагменты, охватывающие
порой всего лишь диапазон терции, удивительно интересны по своим ритмам: частые
синкопы в различном контексте, острые перебои ритма, полное отсутствие
элементарной моторности, вообще постоянная активность ритмического чувства,
никакой его инерции! (Пример
110) Эти же качества были восприняты из народной традиции
светскими вокальными жанрами, более всего вильянсико и другими разновидностями
песни под виуэлу.
Инструментальные
жанры в Испании широко и самостоятельно представлены творчеством
композиторов-органистов во главе с крупнейшим из них Антонио де Кабесоном
(1510—1566), а также целой плеядой блистательных виуэлистов с несметным количеством
их произведений, отчасти связанных с вокальной мелодикой различного
происхождения (от народных песен и танцев до духовных сочинений). К ним мы
специально вернемся в главе об инструментальной музыке эпохи Ренессанса, чтобы
определить их место в общем ее развитии.
Предыдущая Следующая