Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
К XVI веку относятся и ранние этапы в истории испанского
музыкального театра, который зародился еще на исходе предыдущего столетия по
инициативе поэта и композитора Хуана дель Энсины и существовал в течение
долгого времени как драматический театр с большим участием музыки в особо
предназначенных для нее местах действия,
Наконец,
заслуживает внимания ученая деятельность испанских музыкантов, из которых мы
уже оценили Рамиса ди Пареху за прогрессивность теоретических воззрений и Франсиско
Салинаса за уникальное по тому времени рассмотрение испанского фольклора.
Упомянем также несколько испанских теоретиков, посвятивших свои работы вопросам
исполнительства на различных инструментах. Композитор, исполнитель (на виолоне
— басовой «виоле да гамба), капельмейстер Диего Ортис издал в Риме свой
«Трактат о глоссах» (1553), в котором подробнейшим образом обосновал правила
импровизированного варьирования в ансамбле (виолоне и клавесин). Органист и
композитор Томас де Санкта Мария опубликовал в Вальядолиде трактат «Искусство
играть фантазию» (1565) — попытка методически обобщить опыт импровизации на
органе: Хуан Бермудо, выпустивший в Гренаде свою «Декларацию о музыкальных
инструментах» (1555), охватил в ней, помимо сведений об инструментах и игре на
них, некоторые вопросы музыкального письма (возражал, в частности, против
перегруженности полифонии).
Таким
образом, испанское музыкальное искусство в целом (вместе с его теорией), вне
сомнений, пережило в XVI веке свой
Ренессанс, обнаружив и определенные художественные связи с другими странами на
этом этапе, и существенные отличия, обусловленные историческими традициями и
социальной современностью самой Испании.
273
В
истории чешского музыкального искусства XIV—XVI веков еще
проявляются черты, характерные для позднего средневековья, с начала XV века важнейшая роль принадлежит
реформационно-освободительному движению с его гуситскими песнями, и, наконец, в
XVI веке возникают творческие явления, родственные тем,
какие представляют эпоху Ренессанса в других западноевропейских странах. От
второй половины XIV — начала XV века до нас дошли первые музыкальные памятники —
записи светских песен на чешские тексты, а также самые ранние образцы
многоголосия средневекового типа. Крупнейший чешский исследователь Зденек
Неедлы убедительно доказывает, что подъем светского песнетворчества и появление
первых имен создателей песни неразрывно связаны с гуситским движением, с
гуситскими войнами и с деятельностью самого Яна Гуса (1371 — 1415),
возглавившего в начале XV века
Реформацию в Чехии.
Предыдущая Следующая