Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
В
борьбе против духовной диктатуры и политических притязаний католической церкви
Гус стремился, в частности, отстоять чешский язык от чуждых ему инородных
наслоений, заботился о чистоте литературного языка, отредактировал чешский перевод
Библии, создавал духовные песни на чешском языке, чтобы они стали доступными
широким слоям общества и объединили их в общем патриотическом, антифеодальном,
антикатолическом движении. Все это происходило задолго до начала Реформации в
Германии. Вместе с тем отношение Гуса к национальному языку и к духовной песне
во многом предвосхищало аналогичные устремления Лютера. Крестьянин по
происхождению, Гус был разносторонне и высоко одаренным человеком; он получил
гуманитарное образование в пражском университете, а с 1402 года стал его
ректором. Как постоянный проповедник пражской городской капеллы,
произносивший, вопреки традициям, проповеди на чешском (а не на латинском)
языке, Гус сумел воздействовать на широкий круг своих слушателей, в доступной
форме излагая перед ними идеи Реформации. Он был убежден также в том, что
именно чешская песня способна лучше, чем молитва, объединить тех, к кому он
обращался с проповедями. Сам Гус с юности хорошо знал и любил чешские народные
песни, даже участвовал в студенческие годы в их исполнении. Как и Лютеру, Гусу
приписывается создание текстов и мелодий ряда духовных песен, получивших
широкое распространение в стране. Но не установлено с достоверностью, сочинял
ли он только чешский текст их, быть может лишь подбирая старые чешские мелодии,
или действительно создавал музыку вместе с текстом. Зденек Неедлы на основании
проведенных исторических исследований полагает, что во всяком случае
поэтические тексты новых духовных песен Гус создавал сам, что же касается
мелодий, то он мог в отдельных случаях сочинять и их, приближаясь к современным
ему чешским светским песням. По всей вероятности, Гус создал мелодии духовных
песен «Jesu
Kriste» и «Navstëv riâs, Kriste zâdûci», которые
исполнялись слушателями его проповедей. Жизнь Гуса оборвалась
274
рано.
В 1415 году, более чем за сто лет до начала деятельности Лютера, Ян Гус был
сожжен на костре: с ним расправились церковные и светские власти, опасавшиеся
его идей и его популярности. На смерть вождя Реформации его приверженцы создали
новую песню, а затем эта прогрессивная песенная традиция уже не прерывалась.
Предыдущая Следующая