Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Так
или иначе именно от Гуса, из круга его друзей и единомышленников исходит
большая и долгая национальная традиция гуситской песни как крупного
социально-художественного явления. Не случайно, видимо, и то, что на рубеже XIV и XV веков были
созданы первые светские чешские песни, мелодии которых сохранились. Одна из них
приписывалась магистру Завишу из Зап (на его же текст). Если в ней и есть
собственно чешские песенные черты, то в целом она еще очень близка развитым
григорианским церковным напевам. Важно, однако, что светское песнетворчество
зарождается именно в пору патриотического подъема, связанного с реформационным
движением.
Со
времен гуситских войн, которые начались в 1419 году, новый род чешских духовных
и боевых песен приобрел примерно такое же значение, как протестантский хорал во
время Крестьянской войны в Германии. Гуситские войны — это, по характеристике
Маркса, — «национально-чешская крестьянская война против немецкого дворянства
и верховной власти германского императора, носившая религиозную окраску»50.
В реальных условиях длительной борьбы гуситские песни приобрели смысл и
звучание боевых гимнов, особенно прославившихся у таборитов, представлявших
наиболее радикальную, революционно настроенную часть гуситов. Среди
популярнейших песен того времени выделяются песня-гимн «Кто же вы, божьи
воины?» (которую цитирует в одном из писем вождь таборитов Ян Жижка) и
«Восстань, восстань, великий город Прага». Авторы музыки неизвестны.
Предполагают, что первую из них создал священник Ян Чапек — автор ряда других
песен, появившихся в 1417—1420 годы.
Первые
зафиксированные образцы многоголосного склада в Чехии относятся ко второй
половине XIV века: в двухголосном песнопении
на латинский текст голоса движутся по преимуществу параллельными квинтами, что
было характерно для ранних этапов многоголосного пения в средние века. В
дальнейшем чешское искусство знало и другие формы многоголосного изложения,
более сложного и развитого. В так называемом канционале Франуса (1505) мы
находим, например, трехголосную обработку песни, происхождение которой
относится, видимо, ко времени Яна Гуса, а трехголосное изложение возникло
скорее всего на рубеже XV—XVI веков. В том же канционале содержатся записи трех- и
четырехголосных мотетов с cantus firmus'oм в теноре и подвижными верхними и нижними голосами, с
единичными краткими имитациями. На протяжении XVI века появляются и
Предыдущая Следующая