Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
50 Маркс К.. Энгельс Ф. Соч., т. 6, с. 180.
275
более
сложные, с широкими распевами в большом диапазоне, ритмически изысканные мотеты
на чешские тексты. По своему музыкальному облику они непохожи на многоголосные
произведения, созданные в то же время в традициях" нидерландской
полифонии. Чешские мотеты далеки от полифонической виртуозности, а в ряде
случаев их склад напоминает скорее многоголосие Ars nova, чем крупные многоголосные композиции второй половины
XV—XVI века.
С
середины XVI века и еще более к концу его Чехия
испытала на своей музыкальной культуре воздействие нидерландской полифонической
традиции, как испытывали его с XV века многие
западноевропейские страны. Как известно, с 1526 года королем Чехии стал
Фердинанд Габсбург и с тех пор династия Габсбургов надолго утвердилась в
стране. При королевском дворе была создана капелла, со временем все
расширявшаяся; ко двору приглашались известные музыканты из других стран,
которые приносили с собой творческие традиции своих школ.
Рудольф
II Габсбург, император Священной римской империи, король
Чехии и Венгрии, в годы своего правления (1576—1612) рассматривал Прагу как
свою столицу, и при нем в придворной капелле собрались крупные нидерландские
мастера, среди которых блистало на всю Европу имя Филиппа де Монте (1521
—1603), автора многих месс, мотетов, chansons
и более 1200 итальянских мадригалов. Этот композитор, происхождением из
Мехелена (Малина), был тесно связан и с итальянской полифонической школой, а в
его произведениях еще царил дух Ренессанса и преобладало светское экспрессивное
начало. Хотя пример иностранных мастеров полифонии не остался безразличным для
чешских музыкантов того времени, все же они, изучая чужой опыт, сохранили своеобразные
черты своего искусства. Так, чешские композиторы Ян Троян Турновский, Йиржи
Рыхновский и особенно Криштоф Гарант (1564—1621) как бы передали от XVI к XVII веку, со
своими духовными и светскими полифоническими произведениями, традицию более
простого понимания многоголосия (без технической виртуозности) и формообразования
в целом. Месса Турновского (или, во всяком случае, приписываемая ему) сочинена
на мелодию чешской народной песни «Дунай — вода глубокая». Криштоф Гарант
получил отличное музыкальное образование под руководством нидерландских
мастеров, работавших при дворе эрцгерцога Фердинанда Тирольского в Инсбруке,
много путешествовал по Европе с эрцгерцогом, создал у себя в замке собственную
капеллу из певцов и инструменталистов, был автором пятиголосной мессы (на
материале одного из мадригалов Маренцио), пяти- и шестиголосного мотетов, а
также несомненно многих других сочинений, которые не сохранились или не
найдены.
Предыдущая Следующая