Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Инструментальная
музыка развивалась в Чехии XV—XVI веков, будучи представлена сочинениями
композиторов-органистов, пьесами для лютни, всевозможными танцами. К ней мы еще
вернемся в специальной главе.
276
Наконец,
нужно упомянуть и о том, что во второй половине
XVI века гуманистически настроенные чешские музыканты,
подобно своим французским собратьям из академии Баифа или немецким авторам
протестантского хорала, стремились создавать мелодии на тексты Горация, на
латинские духовные тексты, а также писали музыку на псалмы (в латинском
оригинале и в чешском переводе). Так, крупный ученый своего времени, ректор
пражского университета Ян Кампанус Воднянский создал в начале
XVII века псалмы в простом, аккордовом четырехголосном
изложении, в принципе близком протестантскому хоралу того же времени. И в
этом, так же как по-своему в гуситских песнях, как в развитии полифонических
форм, проявились, с одной стороны, некоторые общие тенденции эпохи Ренессанса
и Реформации, с другой — своеобразие их выражения в Чехии, переживавшей сложный
период своей истории.
XIV век в истории польской музыкальной культуры должен
быть еще полностью отнесен к позднему средневековью. Одноголосная церковная и
духовная внелитургическая музыка, традиция рыцарской лирики, идущая от XIII века, ранние образцы полифонии — таково польское
искусство этого столетия. В XV веке уже
стали заметны некоторые признаки нового движения — как в самом музыкальном
творчестве, так и в области теории музыки. Известно, что в Кракове изучались,
например, труды Иоганна де Мурис, что воздействие французского Ars nova могло идти также через произведения Филиппа де Витри
и Гийома Машо, проникавшие тогда в Польшу.
От
XV века впервые дошло до нас имя крупного польского
композитора Миколая Радомского (Миколая из Радома); сохранился и ряд его
сочинений в рукописях (отчасти с именем автора). По-видимому, эти сочинения в
большинстве относятся к 1420— 1430 годам. Все они, кроме одного, являются
образцами духовной музыки в трехголосном полифоническом складе (фрагменты месс,
Магнификат и другие). Лишь большое, тоже трехголосное произведение (три части,
127 тактов) под названием «Historiographi»
(по первому слову латинского текста) имеет светское панегирическое назначение:
прославляет рождение наследника, сына короля Владислава. Поскольку тот родился
16 мая 1426 года, рукопись может быть датирована с достаточной точностью.
Предыдущая Следующая