Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Характер
многоголосия в сочинениях Миколая из Радома неровный. Исследователи отмечают,
что интонационно-ритмические свойства музыки позволяют говорить о ее связях с
народной мелодикой. Что же касается сочетания голосов, то подвижность двух
нижних голосов с их перекрещиваниями и синкопичностью свидетельствует о
возможном применении инструментов и о чертах сходства с полифоническим складом
французского Ars nova. Вместе с тем известно, что в одном рукописном томе
рядом с произведениями Миколая Радомского содержались и произве-
277
дения
Дзахарие — возможно, крупного итальянского композитора, имя которого мы
упоминали в связи с итальянским Ars nova. Если это в
самом деле итальянец Н. Дзахарие, действовавший в начале XV века в Риме, то, следовательно, в Польшу попадали
образцы не только французского, но и итальянского искусства того времени.
Для
XVI века характерен подъем польской творческой школы с
обилием композиторских имен и разносторонностью проявлений (вокальные и
инструментальные жанры, духовная и светская музыка). Во второй половине века и
особенно к концу его крепнут художественные связи Польши с итальянским
искусством, не утратившим дух Ренессанса и представленным в Кракове (а с 1596
года в Варшаве) рядом блестящих мастеров, входивших в королевскую капеллу.
На
протяжении XVI века в Польше выдвинулся целый
ряд крупных композиторов-полифонистов, создававших по преимуществу мессы,
мотеты, псалмы, реже песни (на польском языке). Наиболее значительны среди них
Вацлав из Шамотул (1533 или 1534 — не позднее января 1568) и Миколай Гомулка
(ок. 1535— не ранее 1592). Известны также имена Себастьяна из Фельштына,
Кшиштофа Борека, Марцына Леополиты и некоторых других польских композиторов
того времени.
Вацлав
из Шамотул в юности был певцом королевской капеллы, а с 1555 года до конца
жизни находился на службе при дворе князя Радзивилла в Вильне. У него были
возможности хорошо ознакомиться со многими сочинениями итальянских, нидерландских
и французских мастеров, что, вне сомнений, оказалось важным для его
полифонического мастерства. Его собственное творчество привлекло внимание
современников, произведения его были в числе первых крупных нотных изданий,
осуществленных в Кракове, знали его музыку и за пределами Польши. Известно, что
Вацлав из Шамотул создавал и вокально-инструментальные сочинения, но они не
сохранились. Мотеты его (в том числе на часто встречавшийся тогда латинский
духовный текст «In te domine speravi») обнаруживают
зрелую полифоническую технику с чертами внутренне-вариационного развертывания
мелодий в четырехголосии, гармоничностью формы целого — и одновременно с
признаками славянского мелодизма и нетрадиционным для полифонии строгого стиля
допущением квинтовых и октавных параллелизмов. Создавал также композитор музыку
на польский переводный текст псалмов Давида, что, как мы уже знаем, было
достаточно характерно для эпохи Реформации. В этой связи интересно, что
духовные песни Вацлава из Шамотул включались с конца 1550-х годов в протестантские
канционалы.
Предыдущая Следующая