Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Миколай
Гомулка, в юности мальчик-певчий в королевской капелле, затем трубач и флейтист
там же (в поздние годы как будто бы еще и лютнист в другой капелле), вошел в
историю как автор «Мелодий на польский псалтырь» — сборника, изданного в
Кракове в 1580 году. 150 псалмов написаны Гомулкой на польский
278
текст
Яна Кохановского и предназначены для четырехголосного вокального состава. В
посвящении этого труда краковскому епископу Петру Мышковскому Гомулка счел
нужным подчеркнуть, что его сочинения доступны простым людям и созданы именно
для поляков, для простых соотечественников. Нет сомнений в том, что и позиция
автора, и сам характер его псалмов проникнуты духом Реформации, хотя Гомулка
отнюдь не был склонен, по понятным причинам, сообщать об этом католическому
епископу. Музыка псалмов свидетельствует о хорошем владении полифонической
техникой, о плавности голосоведения (быть может, идущей и от народной
песенности), о прозрачности полифонического письма и ясности гармонического
движения.
К XVI веку относится в Польше интенсивное развитие
инструментальных жанров, прежде всего музыки для органа и для лютни,
всевозможных переложений и обработок (вокальных сочинений), а также
инструментальных импровизаций и огромного количества танцев. Об этом пойдет
речь дальше.
Благодаря
династическому союзу (женитьба в 1518 году короля Зигмунта I на Боне Сфорца из миланского герцогского дома) в
Кракове со временем очень укрепились связи с итальянским ренессансным
искусством, что нашло свое выражение в памятниках архитектуры, во всевозможных
перестройках на новый лад, в стиле интерьеров, а также, разумеется, в
музыкальной жизни польской столицы. В Кракове в королевской капелле работали с
тех пор многие итальянские музыканты (в числе первых — Алессандро Пезенти), а с
ними туда проникали произведения итальянских мадригалистов и французских авторов
chansons.
Английское
музыкальное искусство эпохи Возрождения блистательно заявило о себе в первой
половине XV века, выдвинув неповторимую
творческую личность Джона Данстейбла, которая произвела сильнейшее впечатление
на континенте. Общепризнанная историческая роль его произведений для развития
полифонии в Западной Европе была предопределена также значительной традицией
многоголосия (сложившейся еще в средневековой Англии), унаследованной и
развитой Данстейблом. Кроме него в XV веке
были известны имена многих английских композиторов, создававших мотеты, части
месс, порою chansons и баллады. Некоторые из них
работали на континенте, кое-кто входил в состав капеллы герцога Бургундского.
Их них Лионелю Пауэру принадлежит одна из первых в Англии месс — наряду с
мессой Данстейбла. Современниками их были Дж. Бедингхам, Форест, Дж. Бенет, Р.
Мортон. Во второй половине XV века
действовали Дж. Банастер, У. Ламбе, Р. Дави, У. Фрай. В большинстве они
являлись певцами в капеллах и писали много церковной музыки. Как в выборе
основных жанров, так и в последовательном развитии полифонического мастерства
они во многом смыкались с нидерландской школой, которая в свою очередь была
немалым
Предыдущая Следующая