Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
279
обязана
при собственном зарождении стилевому примеру Данстейбла.
В XVI столетии музыкальное искусство Англии достигает
значительного многообразия. Наряду с традиционными формами католической музыки
и духовными мотетами на латинские тексты с середины века уже создавались
одноголосные псалмы на английском языке — характерное явление Реформации.
Любопытно, что тот же Джон Мербек (ок. 1510 — ок. 1585), создававший на службе
у епископа Винчестерского мессы и латинские мотеты, выпустил в 1549 году первый
сборник псалмов на английские тексты. Наряду с ним в первой половине века
действовали английские полифонисты, авторы крупных форм Джон Тавернер, Джон
Редфорд, Николас Людфорд; несколько дольше длилась творческая жизнь Кристофера
Тайя, Томаса Таллиса, Роберта Уайта.
Вместе
с тем гуманистические основы новой эпохи привели в Англии XVI века к первому высокому расцвету светского музыкального
искусства как в вокальных, так и в инструментальных формах. Новые поколения
английских композиторов, выступивших в последней четверти XVI века и захвативших первые десятилетия XVII, создали школу английских мадригалистов. Й они же
положили начало новой области инструментальной музыки — пьесам для вёрджинеля
(род клавесина), которые получили широкое распространение уже в XVII веке.
Английские
авторы мадригалов Уильям Бёрд (1543 или 1544 — 1623), Томас Морли (1557—1603),
Джон Уилби (1574—1638) и другие первоначально в какой-то мере опирались на
современные итальянские образцы (мадригал, как известно, зародился в Италии),
особенно на Маренцио, но затем обнаружили и своеобразие — если не в трактовке
жанра, то в характере многоголосия. Возникнув на позднем этапе развития
полифонии, у самого перелома к новому стилю XVII века, английский мадригал более прост по фактуре
многоголосия, чем итальянский, более гомофонен, не лишен порой даже ритмических
черт танца. В отличие от времен Данстейбла английская полифоническая школа к
концу XVI века представляет по преимуществу национальный
интерес (ее традиции передаются в XVII
столетие и доходят до Пёрселла), но. двигаясь своим путем, она уже не оказывает
заметного воздействия на музыкальное искусство Западной Европы.
Предыдущая Следующая