Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Только
в итоге эпохи Возрождения инструментальные формы начали обретать
самостоятельность: обозначились определенные области инструментальной, музыки,
выделились некоторые ее жанры, впрочем в большинстве еще не отпочковавшиеся от
образцов вокальной полифонии и бытового репертуара песни и танца. По-видимому,
это был очень трудный исторический процесс: освобождение музыки от слова или
движения, с которыми она была так долго и крепко связана, обретение независимой
от них образности и принципов формообразования. В XVI веке, особенно со второй его половины, этот процесс
как бы выходит на поверхность, становится явственным: растет количество
произведений, написан-
281
ных
специально для тех или иных инструментов, очевидным представляется и
предпочтение некоторых музыкальных форм, с одной стороны, например, для органа,
с другой — для лютни, виуэлы. Медленнее всего складывается репертуар ансамблей
— больших и малых, да к тому же и сами они пребывают еще неустойчивыми по
составу.
Вместе
с тем памятники литературы и живописи, сведения о строительстве и
совершенствовании инструментов, общие наблюдения над фактурой музыкальных
произведений XIV—XVI веков несомненно убеждают в том, что различные
инструменты (некоторые из них — весьма совершенные) во множестве участвовали в
исполнении музыкальных произведений в церкви, на придворных и городских
празднествах, в домашнем быту, на открытом воздухе. С большим знанием дела, с
художественной тщательностью и поэтическим чувством изображают игру на различных
инструментах Симоне Мартини, Мазаччо, Беато Анджелико, Пьеро делла Франческа,
Мелоццо да Форли, Перуджино, Джорджоне, Джованни Беллини, Тициан, Караваджо, Ян
ван Эйк, Мемлинг и многие другие живописцы. Чаще всего они пишут лютню,
упоминания о которой нередки уже у Боккаччо. Охотно изображают также орган —
большой (позитив) и малый (портатив). Превосходно выписан орган Ван Эйком в
полиптихе Гентского алтаря, то есть уже около 1430 года. Нидерландцы порой в
одном изображении дают нам сразу больше сведений о ряде инструментов, чем можно
найти во многих других источниках. Так, Мемлинг (около 1480 года) пишет целый
«ангельский оркестр»: десять ангелов играют на псалтериуме, трумшейте, лютне,
портативе, арфе, фидели и четырех различных духовых инструментах. Важно,
разумеется, не только само по себе точное изображение каждого инструмента:
итальянские и нидерландские живописцы превосходно понимают основы исполнения на
них — позы исполнителей, их обращение с инструментом, характер ансамбля. В
целом здесь предстает реальная, жизненная картина (хотя бы в ансамбле и
выступали ангелы!) исполнения музыки, каким оно было в XV—XVI веках.
Предыдущая Следующая