Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Возникает
чуть ли не парадоксальное представление о судьбах инструментальной музыки в
эпоху Ренессанса. Все говорит о том, что она повсюду была, звучала, требовала
постоянных усилий от тех, кто создавал инструменты, и от тех, кто играл на них.
Франческо Ландини, прославленный автор вокальных произведений, был выдающимся
органистом, и его изображали на миниатюре (в нотной рукописи) играющим на
портативе. Жиль Беншуа, автор месс, мотетов и chansons, точно так же изображен с арфой. Быть может, это
отчасти имело в данных случаях и символическое значение: инструмент как примета
музыканта, как его обозначение. Однако Ландини был увенчан лаврами именно за
игру на органе. Неизвестно только, что он исполнял...
Все
это вместе взятое побуждает думать, что на протяжении XIV и XV (частично XVI) веков инструментальная музыка раз-
282
вивалась
как бы подспудно, не отделяясь от вокальных жанров, почти не будучи фиксирована
в самостоятельном выражении, но тем не менее накапливая постепенно опыт
исполнения и воспитывая вкус к восприятию инструментальных тембров. Вполне возможно,
что на практике у опытных музыкантов сложились свои, неведомые нам обычаи и
приемы вовлечения инструментов в исполнение вокальных сочинений без того, чтобы
это фиксировалось в нотной записи. Если так было в действительности, то тогда
вполне понятны и большое участие инструментов в музыкальной жизни XIV—XV веков, и ход
последующего сложения ранних инструментальных форм.
В
связи со многими вокальными произведениями XIV—XV веков уже
приходилось замечать, что характер иных средних или нижних голосов у
итальянских и французских композиторов скорее инструментальный, чем вокальный
(по диапазону, характеру голосоведения, соотношению со словесным текстом или
отсутствию подписанных слов). Это относится полностью к итальянской качче Ars nova, к ряду сочинений «переходного» периода во Франции
(начало XV века), отчасти и chansons Дюфаи, Беншуа, других авторов, ко многим мотетам,
даже к некоторым частям месс и т. д. и т. д. Примеры бесчисленны. Прямых же
указаний на применение определенных инструментов в нотной записи нет. По-видимому,
это предоставлялось на волю исполнителей в зависимости от их возможностей, тем
более что обычно среди них находился и сам автор.
Предыдущая Следующая