Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
В
принципе каждое вокальное произведение — часть мессы, мотет, chanson, фроттола, мадригал (за исключением месс, предназначенных
для Сикстинской капеллы, где не допускалось участие инструментов) — на практике
могло быть исполнено либо с удвоением вокальных партий инструментами, либо
частично (один или два голоса) только инструментами, либо целиком на органе или
группой инструментов. Это был по существу не устойчивый тип исполнения, а
именно процесс внедрения инструментов в вокальное по происхождению
многоголосие. Так возникли, например, «органные мессы» — явление
промежуточное, переходное. В тех сочинениях, где выделялся по своему значению
верхний голос (как было часто у Дюфаи или Беншуа), применение инструментов
скорее всего связывалось с «сопровождающими» мелодию голосами или с
гармоническим басом. Но с «выравниванием» партий в особенно развитом
многоголосии нидерландской школы можно предположить (например, в chanson) любое соотношение вокальных и инструментальных сил
вплоть до исполнения всего произведения группой инструментов. При этом следует
иметь в виду и еще некоторые частные возможности, не фиксируемые в нотной
записи. Известно, что на органе, например, уже в XV веке опытные исполнители при обработке песни
«колорировали» (снабжали украшениями) ее мелодию. Возможно, инструменталист при
том или ином участии в исполнении вокальной музыки тоже мог вносить импровизированные
украшения в свою партию, что было осо-
283
бенно
естественно, если сам автор садился за орган. После всего этого неудивительно,
что в XVI веке, когда уже складывались инструментальные жанры,
еще сплошь и рядом возникали полифонические произведения с обозначением «per cantare o
sonare» («для пения или игры»). То было
наконец полное признание существующей практики!
В
бытовой музыке, особенно в танцах, если они не шли под песню (в Испании часты
соединения песни и танца), инструменты оставались, так сказать, свободны от
вокальных образцов, но связаны жанровой основой каждого танца, ритмом, типом
движения. Синкретизм такого рода искусства еще находился в силе.
Из
этой общей массы нерасчленимых явлений, из практики, не отраженной в нотной
записи, от давно идущего процесса ассимиляции вокального и инструментального
начал со временем пошло развитие собственно инструментальных жанров. Оно только
едва наметилось в XV веке, стало ощутимым на
протяжении XVI, но путь к самостоятельности
еще был долог, и лишь в некоторых формах (импровизационных) проступал
собственно инструментализм музыкального письма. На первых же этапах пути
инструментальной музыки к самоопределению обозначились две жанровые области
ее со своими характерными тенденциями. Одна из них связана по преимуществу с
полифонической, «академической» традицией, с крупными формами. Другая имеет в
своей основе традицию бытовой музыки, песни и танца. Первая представлена главным
образом композициями для органа, вторая — в первую очередь репертуаром лютни.
Непроходимой грани между ними нет. Речь может идти только о преобладании тех
или иных традиций, однако при явных точках соприкосновения. Так, в
произведениях для лютни не исключены полифонические приемы, а в органной музыке
вскоре появляются вариации на песни. И на том и на другом инструменте
начинается развитие импровизационных форм, в которых яснее всего выступает
именно специфика данного инструмента — при почти полной свободе от вокальных
образцов. Эти скромные, казалось бы, успехи инструментализма были достигнуты
после длительной подготовки, которая шла именно в эпоху Ренессанса и
коренилась в самой музыкальной практике того времени.
Предыдущая Следующая