Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Лютня
— самый распространенный, излюбленный музыкальный инструмент во многих
западноевропейских странах эпохи Возрождения. Ее знают едва ли не во всех
общественных кругах. На ней играют при королевских, княжеских и герцогских
дворах музыканты-виртуозы и знатные любители искусства, она постоянно звучит в
кружках гуманистов, во всевозможных «академиях» XVI века, в домашнем быту горожан, на открытом воздухе, в
различных ансамблях, включая театральные. Для нее пишут специальные, новые
произведения, а еще чаще перекладывают
264
и
обрабатывают все, что нравится слушателям: популярные песни и танцы, даже
духовную музыку крупнейших мастеров. Среди исполнителей на лютне — бесчисленное
количество любителей и множество прославленных виртуозов (они же обычно и
'композиторы). Ее любят в Италии, Испании (там ей близка виуэла), Германии,
Франции, Англии, Польше. Она аккомпанирует пению, под нее танцуют, на ней
исполняют порой большие, «концертные» произведения. Живописцы того времени со
знанием дела изображают лютню в руках молодых мужчин и женщин, в небольшом
ансамбле, в интимном кругу, в избранной среде и богатом интерьере, на
непринужденной пирушке, даже в руках музицирующих ангелов.
Традиции
лютневой музыки были, по-видимому, довольно ранними, но специальные записи ее,
сделанные по особой системе (лютневые табулатуры), сохранились лишь с конца XV века.
Они говорят о сложившемся стиле исполнения на лютне и побуждают думать, что еще
до появления табулатур этот стиль выработался на практике.
В XVI веке наиболее распространенной была шестиструнная
лютня (в XV известны пятиструнные
инструменты), при переходе к XVII веку
количество струн доходило до восьми. Первоначальные прозвания струн лютни были
очень выразительны: bordon, tenor, mezzana
(средняя), sottana (подголосок), canto (пение). Настройки бывали различными, но чаще всего
встречалась такая: A D G Н Е1 А1.
Испанская виуэла отличалась от обычного типа лютни большей близостью к гитаре
(менее выпуклая, чем у лютни, нижняя дека, гитарные «эсы»). Система лютневых
табулатур имела ряд вариантов и различалась как итальянская, испанская,
старонемецкая, старофранцузская. Итальянская табулатура, например, была
такова: шести струнам соответствовали шесть линеек, цифры же, выставленные на
линейках, указывали либо на основной звук (0), либо на перестройку (1 — на 1/2
тона, 2 — на тон). Таким образом, нотация была более точной, чем принятая тогда
вокальная, в которой обычно не указывалось повышение вводного тона (в расчете
на опытность певцов).
Предыдущая Следующая