Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
На
протяжении XVI века выдвинулись блистательные
творческие фигуры композиторов-лютнистов в целом ряде европейских стран.
Крупнейшими из них являлись: Франческо Канова да Милано (1497—1543) и Винченцо
Галилей (ок. 1520—1591) в Италии, Луис де Милан (ок. 1500 — после 1560) и
Мигель де Фуэнльяна (после 1500 — ок. 1579) в Испании, Ханс (ум. в 1556 году)
и Мельхиор (1507—1590) Нойзидлеры в Германии, Джон Дауленд (1562—1626) в
Англии, венгр по происхождению Валентин Грефф Бакфарк (1507—1576), Войцех
Длугорай (ок. 1550 — после 1619) и Якуб Рейс в Польше. Во Франции наиболее
крупные композиторы-лютнисты появились уже в XVII веке. И хотя кроме названных мастеров высокого класса
повсюду дейстововали еще многие выдающиеся лютнисты или виуэлисты (особенно
богата была ими Испания), все-таки огромное количе-
285
ство
произведений для лютни распространялось тогда в Европе без имени авторов. Эта
анонимная бытовая музыка словно принадлежала всем: страны как бы обменивались
своим репертуаром, в итальянских сборниках появлялись немецкие танцы, в немецких
— итальянские, польские, французские. Обозначения пьес были весьма лаконичны:
«Превосходное пассамеццо», «Хорошая вещь», «Французская коррента»,
«Итальянская», «Венецианская» и т. п.
К
этому следует еще добавить, что именно в сфере музыки быта межнациональные
обмены давно стали традиционными и в большой мере осуществлялись
странствующими по европейским странам музыкантами. Известно, например, что в
1515 году в Вене на свадебном празднестве в семье императора Максимилиана I присутствовали собравшиеся сюда бродячие музыканты
из Польши, Богемии, Венгрии, Турции, татары — все со своим репертуаром. Во
второй половине XVI века эти группы музыкантов
обходили и объезжали Люттих — Страсбург — Гейдельберг — Бранденбург — Ульм —
Мюнхен — Вену — Венгрию — Трент — Милан — Пьемонт — Савойю — Испанию. В их
репертуар в итоге попадали «арагонские», «португальские», «испанские» танцы, «La Basse-dance испанского
короля», «Венецианская падуана», «Старый нидерландский круговой танец»,
«Феррарская павана», «Французская гальярда» и т. д. Они заносили в Европу мавританские,
арабские, даже среднеазиатские музыкальные интонации и ритмы. В некоторой
степени с таким репертуаром соприкасалась и анонимная музыка для лютни. Во
всяком случае, и в ее рамках продолжался этот своебразный обмен
разнонациональными и разнолокальными популярными пьесами и танцами.
Предыдущая Следующая