Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Помимо
ряда авторских сборников, изданных в XVI веке,
пьесы для лютни распространялись тогда в многочисленных рукописных собраниях.
Так, произведения Франческо да Милано между 1536 и 1603 годами именно в
рукописях были известны не только в Италии, но и во Франции, Германии,
Испании, Нидерландах. В массе своей, однако, рукописные сборники того времени
содержат бесчисленное количество анонимных пьес, обработок вокальных произведений,
танцев. Сопоставим два подобных сборника, относящихся один — к началу XVI века (по-видимому, венецианского происхождения),
другой — к концу столетия (немецкого происхождения).
В
первом из них записано ПО пьес: переложения и обработки фроттол Б. Тромбончино
и М. Кара, М. Пезенти, А. Капреоли и других итальянских авторов, chansons или мотетов Г. Изаака, Хуана ван Гизегема, А. Бюнуа,
а также шесть ричеркаров, четыре танца (две паваны, два «бас-данс») и «Calata alla spagnola». Переложения сделаны бесхитростно, полифоническая
фактура оригинала упрощена, много аккордики (что естественно для фроттол).
Ричеркары являются уже чисто инструментальными пьесами. В лютневом репертуаре
это обозначение встречается едва ли не раньше, чем в органном, но притом
ричеркар для лютни
286
не
является последовательно-полифоническим произведением51. Танцев пока
еще мало. Очень любопытна «Калата по-испански» — небольшая двухголосная пьеса с
ярко национальной (фольклорной?) мелодикой, признаками изобразительности к
концу и поразительной, «необработанной» свежестью общего звучания.
Во
втором, более позднем рукописном сборнике помещено тоже более ста пьес. Добрую
половину из них составляют танцы: пассамеццо, сальтарелло, павана, гальярда,
французская коррента, польский танец, немецкий танец, просто «Nachtanz» или «Danza», аллеманда.
Помимо того ряд пьес с названиями «Маскарад», «Венециана», «Бергамаска»,
«Фьяменга» носят танцевальный характер. Как видим, происхождение танцев то
итальянское, то французское, то немецкое, то польское, то испанское. Над всем
этим репертуаром безусловно преобладает пассамеццо (иногда обозначено «Passo mezzo
bonissimo», или «Milanese», или «Moderno») —
двухдольный или четырехдольный танец «полушажками», неспешный, уже
объединявшийся тогда со своим «парным» — сальтарелло (танец «со скачками»,
быстрый, трехдольный). В сборнике записано двадцать пассамеццо и всего четыре
сальтарелло. В иных случаях пара пассамеццо — сальтарелло с полной ясностью
обнаруживает, что быстрый танец был простой вариацией медленного. Вероятно,
этим и объясняется запись множества пассамеццо и всего нескольких сальтарелло:
лютнисты просто варьировали музыку первого танца в ином ритме и движении. Что
касается пары павана — гальярда, то еще не видно, что она вполне сложилась: на
десять гальярд (веселых танцев) в сборнике приходится всего одна павана.
Одновременно с этими ранними парами танцев (их иногда именуют за рубежом
«прапарами» будущей сюиты) в той же рукописи появляются ранние образцы корренты
(их всего четыре) и единственная аллеманда — то есть танцы, которые и вправду
станут первым костяком будущей сюиты.
Предыдущая Следующая