Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Среди
пьес вокального происхождения абсолютно преобладают итальянские (в том числе
один мадригал и три вилланеллы); записаны также две немецкие песни и одна chanson.
Вся
эта лютневая музыка, собранная, очевидно, немецким лютнистом-любителем,
конечно, резко выделяется на фоне полифонического искусства своего времени и
открывает нам как бы иной музыкальный мир Ренессанса. Ритмически упругая,
гомофонная, прозрачная по фактуре, легкая, свежая, пластичная, она воспринимается
как удивительно новая. Что может быть проще небольшой пьесы под названием
«Италиана», записанной в том же сборнике: бас на протяжении всех 56 тактов
повторяет только три звука, легкоподвижная диатоничная мелодия вьется над ним,
целое неизменно членится на четырехтакты 52. Между тем ни бедности
выра-
51 См. ричеркары для лютни Ф. Спиначино и С. Гинтцлера в
кн.: Протопопов Вл. Из истории форм инструментальной музыки XVI—XVIII веков.
Хрестоматия. М., 1980, № 1, 2. В дальнейшем — просто «Хрестоматия».
52 См. пример в изд.: Иванов-Бopeцкий М. Музыкально-историческая хрестоматия, т. 1. М., 1933, с. 116.
287
жения,
ни монотонии здесь и следа нет. Повторяющиеся построения слегка варьируются,
соотношение первой и второй частей композиции (32 и 24 такта) гармонично, все в
целом движется непринужденно и звучит на редкость свежо, живо, не утрачивая
своей наивной прелести даже в наши дни.
Произведения
крупнейших композиторов-лютнистов, в некоторой мере соприкасаясь с репертуаром
бытовой музыки, косят в общем высокопрофессиональный характер: они много
сложнее по изложению, крупнее по масштабам, отмечены индивидуальной манерой
исполнения. Заметно отличаются также, например, итальянские мастера от
испанских: не только по национально-стилевым истокам (мелодика, ритмы,
гармония), но и по выработанным особенностям фактуры, по приемам импровизации.
Наиболее
прославленный в свое время итальянский композитор-лютнист Франческо да Милано
(находившийся на службе при дворах герцога Гонзага в Мантуе, затем кардинала
Ипполито Медичи) начал публиковать свои произведения с 1536 года и очень быстро
приобрел известность как в Италии, так и в других странах. Среди созданного им
много ричеркаров и фантазий, переложений-обработок вокальной светской и
духовной музыки; есть также отдельные характерные пьесы (например, «Испана» для
двух лютен), канон для двух лютен. В фантазиях композитор охотно использует
полифонические приемы. Однако строго-полифонический склад не характерен для
лютни, ибо выдержанное многоголосие не в природе инструмента. Обычно лютнисты
чередуют имитации, аккордовые звучности, унисоны, переплетая их гаммообразными
и другими пассажами, причем число голосов изменяется — в созвучиях их может
быть и три и четыре, в пассажах чаще перекликаются или параллельно движутся
два.
Предыдущая Следующая